Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Методика подготовки и проведения обзорной лекции по русскому языку в старших классах

Общая характеристика обзорных тем в курсе языкового образования

В выпускных классах перед учениками встают новые учебные задачи, с которыми они до этого не сталкивались. Объём и сложность материала, подлежащего усвоению, резко возрастает. Также изменяется и угол рассмотрения учебного материала: ученики переходят от изучения конкретных норм, правил, языковых фактов к их систематизации и обобщению, установлению закономерностей и связей между языковыми явлениями.

Изменяются и формы работы на уроке, всё большее время уделяется самостоятельной подготовке по предмету, а во время занятий одним из новых для учеников методов становится чтение лекций учителем. Нередко такие лекции занимают два и даже три урока, охватывая значительный материал, и трудности здесь состоят в том, что у ребят отсутствуют необходимые навыки активного слушания и записи лекции.

Поэтому задачей педагога при использовании лекций в обучении старшеклассников становится не только их подготовка, но и попутное обучение навыкам их восприятия и использования лекционного материала в практической деятельности.

В старших классах к обзорным темам, которые обычно даются в виде лекции или конспекта, выступают следующие:

  • Общие сведения о языке, его системном строении и историческом развитии.
  • Типология норм культуры речи.
  • Современный лексический состав языка с точки зрения его происхождения, употребления, функционально-стилистического использования.
  • Блок теоретических сведений по орфографии и пунктуации (практические навыки правописания отрабатываются в процессе тренировочных занятий).
  • Язык и культура.

Обзорные темы рассчитаны на то, что в сжатом виде дать представление о значительном объёме теоретических сведений, а также восполнить пробелы в знаниях, возникающие при изучении отдельных монографических тем. Там, обзоры по орфографии помогают систематизировать целые группы орфографических правил, объединить разрозненные сведения о правописании и облегчить процесс запоминания теоретического материала.

«Методика подготовки и проведения обзорной лекции по русскому языку в старших классах» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Более частое использование обзорные темы находят на уроках литературы, где они применяются при изучении персоналий, периодов развития литературного процесса или отдельных разделов курса. На уроках русского языка обзорная лекция может быть посвящена как языковой системе в целом (например, строению, уровней организации языка, его знаковой природе и функциям), так и отдельным её уровням и аспектам.

Особняком стоят лекции, посвященные истории языка: становлению и развитию литературного языка, языковым реформам, а также те занятия, на которых рассматривается соотношение языка и культуры.

Обзорная лекция по русскому языку в старшей школе отличается от студенческих лекций и составом лекционного материала, и направленностью. Вузовские лекции знакомят студентов с базовыми концепциями научных дисциплин, их методологией, проблемными зонами, а также отраслями, необходимыми будущему специалисту. Для обзорной лекции в школе отбирается тот материал, который рекомендован образовательными стандартами среднего общего образования. Кроме этого, школьные лекции, как правило, не рассчитаны на детальное изучение законспектированного материала самостоятельно и часто включают информацию, не содержащуюся в школьных учебниках.

Методика подготовки и проведения обзорной лекции по русскому языку в старших классах

Подготовка обзорной лекции базируются на нормативно-правовой документации, с которой работает педагог, преподающий в старших классах. К ней относят как образовательный стандарт, так и программы дисциплин, в соответствии с которыми определяется содержание учебного материала. Его объёмы также регламентируются методическими и санитарными нормами, соответствующими возрастным особенностям учеников.

Подготовка лекционного занятия включает несколько этапов:

  1. Знакомство с содержанием программы и её требованиями в области теоретико-практической подготовки выпускников.
  2. Выделение в тематическом планировании учебных блоков, изучение которых целесообразно с использованием лекционных форм.
  3. Определение места лекционных занятий в общей структуре изучения темы, их целей и задач.
  4. Изучение материала, который планируется ввести в содержание лекционного занятия, работа с источниками; отбор необходимого содержания.
  5. Составление плана лекции с указанием конкретных видов деятельности учеников на каждом её этапе.
  6. Поиск эффективных приёмов поддержания внимания слушателей, подготовка наглядности.
  7. Создание и оформление конспекта лекции.

Необходимо помнить, что во время проведения лекционных занятий ученики не должны быть пассивными слушателями. Усвоение учебного материала эффективно только в том случае, если ученики активно вовлечены в процесс проведения лекции. К таким приёмам активизации учебной деятельности старшеклассников во время лекционных занятий можно отнести:

  1. Использование наглядности в качестве опорного материала (например, краткое содержание лекции оформляется в виде схемы, таблицы; на слайде демонстрируется список терминов, которые должны быть усвоены в процессе лекции и проч.).
  2. Постоянное обращение к аудитории с вопросами, касающимися содержания материала.
  3. Демонстрация фрагментов видеозаписей, иллюстраций.
  4. Использование приёмов анализа конкретных языковых единиц.
  5. Заслушивание сообщений самих учеников, которые разрабатывают фрагмент лекции самостоятельно.
  6. Актуализация межпредметных связей за счет обращения к сведениям из истории, литературы, искусства.
  7. Введение в лекцию элементов практической деятельности (заполнение таблицы, составление тезисного плана или конспекта, вопросов к лекции, решение проблемных ситуаций и проч.).
Замечание 1

Обзорные лекции является репродуктивным методом обучения языку, поэтому их обязательно необходимо сочетать с элементами самостоятельной работы и поискового метода.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 19.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot