Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Основные дидактические концепции

Становление дидактики

Для воссоздания и развития общества есть одно условие, а именно, общественная потребность в обеспечении усвоения подрастающим поколением нажитого социального опыта. Из-за существующих противоречий между нарастающей величиной содержания образования и недостаточным его освоением появилась дидактики как отрасль знания и науки. Слово «дидактика» упоминал немецкий педагог В. Ратке, который назвал свой курс выступления «дидактикой» или « искусством преподавания». Впервые Я. Коменский разработал дидактику как целостную систему научных знаний. В своей книге «Великая дидактика» Коменский дал обоснованное описание принципов и правил обучения детей. Система обучения великого педагога основана на принципе природосообразности воспитания. Во времена Просвещения, когда гуманистическое начало приобрело особенное значение в философии, Ж.Ж. Руссо повлиял на распознавание дидактикой нужд ребёнка, его требований, современных интересов. И.Г. Песталоцци уделил огромное внимание к такой цели обучения, как формирование всех сил и способностей человека, осуждая все виды одностороннего образования.

В конце 18 - начале 19 вв. в классической педагогике появились две теории школьного воспитания. Сторонники теории формального воспитания основной проблемой воспитания считали умственное развитие учащихся. Считая особо важным психолого-дидактическое рассмотрение процесса овладение знаниями детьми, которые проходят под управлением учителя, Гербарт указал на два основных акта умственной работы - углубление и осмысление.

В середине 19 в. Ф. Дистервег изложил передовую для своего времени концепцию о том, что формирование человека проходит лишь в его труде, и тем самым стал основателем развивающего обучения.

В России вопросы обучения обсуждались в трудах просветителей и писателей-демократов А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, которые сыграли немалую роль в приближении русской педагогики к прогрессивным дидактическим мыслям конца 18 - начала 19 вв.

Во 2-й половине 19 в. единую дидактическую систему основал К.Д. Ушинский. Основываясь на просветительских философских идеях, он изобразил ограниченность формального и материального воспитания, показал равенство и отличие познания и учения, подготовил круг вопросов восприятия, изучения и закрепления знаний, формирование познания в процессе обучения, возникновение причин стремления школьников к учению, проблемы соединение преподавания и самостоятельной работы школьников.

«Основные дидактические концепции» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

На границе 19 и 20 вв. с рождением прямых способов экспериментальной психологии взаимодействия дидактики с другими смежными предметами стала более четкой.

Для западной педагогики 1-й половины 20 в. присуща педоцентрическая дидактика Дж. Дьюи (США), которая развивалась в рамках прагматистской педагогики. Основной её закон - воспитание на основании собственного опыта ребёнка. Назначение школы - помочь ребёнку учиться «путём делания» на собственном практическом опыте. В деятельности школы такой способ приводит к тому, что учебные планы не дают достаточно полного и регулярного освоения учениками теоретических познаний. Был подготовлен план обучения как основа постоянного умственного развития учащихся в процессе осознанного усвоения основ наук, общественного опыта в целом и их практического использования под руководством учителя. Наравне со знаниями, умениями и навыками в состав содержания образования введены новые элементы, которые обеспечивают расширение улучшенной и развивающей функций обучения - опыт творческой работы и эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу.

Требование оживленного осваивание знаний учениками приобрело новое подтверждение и усвоило характер обязательного условия развития самостоятельности учащихся в их познавательной деятельности. С этой направленностью связано построение дидактами и психологами системы проблемного обучения. Изучена проблема развития у учащихся познавательного интереса, тяги к знаниям, потребности в самообразовании.

Особый интерес с 50-х гг. вызывают проблемы методологии и методики дидактических усвоений, начинают разрабатываться проблемы педагогической диагностики. Проведены расследования по истории дидактики. Огромную ценность для дидактики получили работы психологов, открывшие психологические условия организации усвоения и выстраивания содержания образования. Безусловную роль выполняет обобщение передового, в том числе новаторского опыта.

Основные дидактические концепции

Процесс воспитания основывается на психолого-педагогических концепциях – дидактических системах. Система компонентов, которые образуют одну структуру, позволяют добиваться целей обучения, и составлять дидактическую систему. Различают 3 дидактические элемента:

  • традиционная,
  • педоцентрическая
  • современная система дидактики, зависящая от восприятия процесса обучения.

Дидактическая система образует множество элементов, которые образуют одну единую конструкция и предназначенная для достижения целей обучения. Деление элементов на три группы создается на основании того, как осваивается процесс обучения.

При общепринятой системе обучения главную роль играет работа учителя. Эту систему образовывают дидактические концепции Я. Коменского, И. Песталоцци и И. Гербарта. Традиционно строение обучения включает в себя четыре стадии: изложение, осознание, резюмирование, использование. Логика процесса обучения содержится в предъявление материала через разъяснение к пониманию, обобщению, а затем применение знаний.

Вместе с тем И. Гербарт ввел представление воспитывающего обучения: построение обучения и весь порядок в учебном заведении должны создавать морально волевую личность.

Процесс обучения строиться по четырем формальным этапам:

  • Ступень ясности: выделение материала и глубокое его рассмотрение.
  • Ступень ассоциаций: взаимосвязь нового материала с прошлыми знаниями.
  • Ступень системы: выявление выводов, изложение понятий, законов.
  • Ступень метода: осмысление теорий, использование их к новым явлениям, ситуациям.

Однако эта система подверглась осуждению к началу ХХ в. Такая система не способствует развитию мышления, творчества и самостоятельности ребенка. После этого в начале ХХ в. начинают появляться новые подходы.

Появляется педоцентрическая концепция, в которой главную роль играет ребенок и его деятельность. Такой подход базируется на системе педагога Дж. Дьюи, который предложил создать процесс обучения, обращая внимание на интересы и потребности ребенка, чтобы получение знаний совершалось в виде самопроизвольной деятельности.

Основные дидактические концепции

Этапы процесса обучения отражают исследовательское мышление, научный поиск. Различная деятельность детей – сочинения, рисунки, практические работы, театр («педагогика действия») – активизирует познавательную деятельность, развивает мышление и умения.

Сегодняшняя дидактическая система основывается на том, что как преподавание, так и учение являются процессом обучения. Эта система складывается из следующих направлений: программированное, проблемное и развивающее обучение, гуманистическая и когнитивная психология, и педагогика сотрудничества.

В современных аспектах задачи воспитания предусматривают как развитие знаний, так и общее развитие детей, их интеллектуальных, трудовых, эстетических навыков, удовлетворение всех потребностей учеников. Учитель стоит во главе учебно-познавательной деятельности учащихся, при этом оживляя их самостоятельную деятельность, активность и творческий поиск.

Совместная работа педагогов – это гуманистическая идея объединенной развивающей работы детей и учителей, основывающейся на понимании, совместном рассмотрении процесса и результатов работы. Сотворчество – это процесс изменения осознания от схемы «услышал – удержал – изложил» к схеме «познал – осмыслил – сказал – запомнил».

Дата последнего обновления статьи: 29.01.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot