Понятие и значение инновационных методов обучения
Инновационные методы обучения – это методы, основанные на деловом сотрудничестве между педагогом и учащимися, приобщении педагога к их проблемам и предоставлении возможности самоутвердиться.
Самоутверждение способствует повышению мотивации к обучению и последующему выбору жизненного пути.
Актуальность использования инновационных методов обучения в образовательном процессе бесспорна. Это связано с тем, что данные методы способствуют получению высокого результата усвоения знаний.
Инновационные методы обучения, в зависимости от назначения условно делятся на две группы:
- Общие инновационные методы обучения – представлены глобальными концепциями обучениями, такими как оптимизация воспитательно-образовательного процесса, внедрение гуманистических положений, практических и информационных технологий, организация и управления педагогическими процессами.
- Частные инновационные методы обучения – представлены авторскими методиками, разработанными на основании современной парадигмы образования и внедренными в воспитательно-образовательный процесс.
Необходимость создания и внедрения инновационных технологий в образовательный процесс, вызвана рядом причин:
- переход к деятельностной парадигме системы образования и внедрение компетентностного подхода;
- необходимость внедрения в образовательный процесс методов, являющихся ведущим фактором его развития;
- формирование глобальной системы открытого, гибкого, непрерывного и индивидуализированного образования и самообразования на протяжении всей жизни;
- профессионализация управленческой деятельности как одного из условий успешности и эффективности инновации образования.
Виды инновационных методов обучения
Выделяют следующие виды инновационных методов обучения, в зависимости от их содержания.
Медико-ориентированные инновационные методы обучения.Основным условием применения медико-ориентированных инновационных методов обучения является наличие у педагога необходимого уровня профессиональной подготовки, педагогической компетенции и мастерства.
В рамках медико-ориентированных инновационных методов обучения выделяют:
- использование в образовательном процессе информационных технологий;
- применение педагогом принципов интеграции содержания образования;
- развивающая направленность обучения;
- дифференциация обучения;
- внедрение в процесс обучения методов: проектирования, программирования, проблемного и модульного обучения.
Личностно-ориентированные инновационные методы обучения – это методы обучения направленные на организацию стратегии сотрудничества, понимания, помощи и уважения между педагогом и учащимися. Личностно-ориентированные методы обучения представлены рядом инновационных подходов к образовательному процессу:
- Сущностный подход – отражает процесс взаимодействия педагога и учащихся, направленный на формирование и развитие у них системных знаний и междисциплинарных связей.
- Операционно-деятельностный подход – основан на фундаментальных положениях государственных образовательных стандартов, направлен на формирование у учащихся умения приобретать знания самостоятельно в процессе осуществления практической деятельности.
- Компетентностный (профессионально-ориентированный) подход – выражается в формировании и развитие у учащихся профессиональных установок и компетенций.
- Акмеологический подход – находится в тесной взаимосвязи с сущностным подходом, заключается в разработке и реализации инновационных методов и средств обучения, направленных на формирование и развитие у учащихся творческого мышления, саморазвития, самообразования, самосовершенствования и самоконтроля.
- Креативно-развивающийся подход – направлен на формирование у учащихся творческого и продуктивного мышления, креативного отношения к осуществляемой деятельности, развитию таких качеств как творческие способности и научно-творческие умения и навыки.
- Контекстный подход – заключается в том, что организация образования процесса посредством инновационных методов обучения, осуществляется в соответствии с государственным образовательным стандартом.
Таким образом, указанные инновационные методы и подходы обучения направлены на повышение эффективности образовательного процесса в соответствии с основными положениями концепции образования в стране.
Закономерности и принципы организации инновационных методов обучения
В настоящее время одной из самых актуальных проблем системы современного образования является воспитание и обучения «социальной конкурентоспособной» личности. Решение данной проблемы видится во внедрении в процесс образования инновационных методов обучения. Эффективность их внедрения во многом зависит от соблюдения следующих принципов и закономерностей:
- Способность образовательной организации позиционироваться как инновационное образовательное учреждение, востребованное и конкурентоспособное на рынке образовательных услуг.
- Переход на качественно новый уровень обучения, организованного на основании государственных стандартов образования в условиях современной информационной реальности.
Инновационные методы обучения можно трактовать как личностную категорию, как созидательный процесс и результат творческой деятельности; они предполагают наличие определенной степени свободы действий у субъектов обучения. Ценность инновационных методов обучения для личности учащихся связана с возможностью самовыражения, применения своих способностей, с творчеством.
Главным устойчивым результатом реализации инновационных методов обучения является:
- формирование инновационной инфраструктуры, обеспечивающей устойчивое развитие и дальнейшее изучение и распространением передового опыта;
- лидерская позиция учебного заведения на рынке образовательных услуг;
- создание позитивного имиджа учебного заведения.