Сущность эвристического обучения
Современная педагогика отличается гибкостью, позволяя педагогам и родителям использовать в обучении детей разнообразные методы обучения. Выбор метода остается за педагогами и родителями, важно только лишь соблюдать условие: метод должен быть эффективным и не навредить ребенку.
В настоящее время одним из самых популярных инновационных методов является эвристический метод обучения.
Впервые эвристический метод был предложен Сократом в Древней Греции. Сократ задавал своим ученикам вопросы, тем самым побуждая их к рассуждению и беседе.
Несмотря на то, что эвристический метод обучения появился достаточно давно, в современной педагогике он используется относительно недавно. Именно поэтому нет утвержденной трактовки его понятия. Под эвристическим методом обучения понимают и форму обучения (например, эвристическая беседа), и метод обучения (мозговой штурм), и технологию творческого развития.
Эвристический метод обучения – это метод, направленный на самостоятельное нахождение учащимися ответов на поставленные педагогом вопросы.
Эвристическое обучение – это обучение, основная цель которого заключается в конструировании учащимися собственного смысла, цели и содержания, организации и осознания необходимости обучения.
Таким образом, обучение, основанное на эвристическом методе, для учащихся – это непрерывное открытие нового.
Задачи эвристического метода обучения:
- Формирование и создание у учащихся собственного личного опыта, направленного на получение знаний будущего.
- Конструирование у каждого учащегося собственного смысла и наполнения процесса обучения.
Эвристический метод обучения сочетает в себе познавательную творческую деятельность. Это связано с тем, что педагог не дает учащимся готовые знания, а предоставляет им объект, знания о котором они должны найти самостоятельно информацию и овладеть ей. В качестве объекта могут выступать природные явления, исторические события, художественные произведения и т.п. На основании объекта учащиеся создают продукт деятельности в виде гипотезы, текста, изделия, схемы и т.д. В рамках эвристического метода, результат творческой деятельности ребенка не предсказуем, так как он полностью зависит от его базовых знаний и личности. После представления педагогу получившегося результата, учащиеся сопоставляют его с уже известными достижениями в данной области и осмысливают.
Конечной целью эвристического метода обучения является, не получение конкретных знаний и умений, а осуществление творческой самореализации ребенка.
Оценке по итогам выполнения эвристического задания подвергаются не усвоенные учащимися знания по конкретному предмету, а его творческие достижения в данной сфере.
Принципы эвристического обучения
Реализация эвристического метода обучения базируется на определенных принципах. Среди них:
- Принцип личностного целеполагания учащегося – предполагает организацию учебного процесса на основании учета личных учебных целей каждого из учащихся.
- Принцип индивидуальной образовательной траектории – предусматривает возможность выбора индивидуальной траектории обучении учащимися, на основании собственного представления о смысле, целях, задачах, содержании, темпа и т.д. процесса обучения.
- Принцип метапредметности содержания образования – состоит в том, что основа содержания учебных и образовательных дисциплин представлена фундаментальными образовательными объектами, которые обеспечивают возможность их субъективного личностного познания учащимися.
- Принцип продуктивности обучения – направлен на личностный образовательный прогресс учащегося, состоящий из продуктов его учебной деятельности.
- Принцип первичности учебной продукции учащегося – заключается в том, что довольно часто создаваемое учащимися личное содержание процесса обучения, может опережать изучение образовательных стандартов и общепризнанных достижений в изучаемой области.
- Принцип ситуативности обучения – основан на том, что процесс обучения строится на ситуациях, организованных педагогом и направленных на самоопределение учащихся, их эвристический поиск. Задача педагога – сопровождение и поддержка.
- Принцип образовательной рефлексии – предусматривает непрерывное осознание учащимся и педагогом реализуемой в процессе обучения собственной деятельности.
Использование технологии эвристического обучения в современной школе
В современных школах использование эвристического метода обучения осуществляется во взаимосвязи с проблемным и развивающим обучением. Это объясняется тем, что данные методы обучения, несмотря на их специфичность и различие в приемах работы, направлены на личностно-ориентированное обучение.
Формами и методами эвристического обучения являются различные по тематике творческие занятия: конкурсы, факультативные занятия, индивидуальные занятия по самообразованию, внеклассная и внеурочная работа, олимпиады, интеллектуальные марафоны, творческие конкурсы и т.п.
Одной из наиболее популярных форм организации эвристического метода обучения является эвристическая беседа.
К приемам эвристического метода относятся: сочинения, поделки, художественные произведения собственного сочинения и т.д.
Мероприятия, организованные в рамках эвристического метода обучения, помогают учащимся реализовать себя, продемонстрировать свои знания и способности.
Технология эвристического обучения не только подводит учащихся к изучению материалов учебных предметов, но и способствует успешному обучению.
Таким образом, одним из основных методов, который позволяет учащимся проявить творческую активность в процессе обучения учебному предмету, является эвристический метод.