Как и любой другой вид деятельности, педагогическая деятельность носит целесообразный характер, направлена на достижение определенных целей, решение актуальных образовательных задач. Цель выступает системообразующим фактором педагогического процесса, ведущим компонентом педагогической системы, определяющим выбор средств, формы организации обучения.
Подходы к дефиниции педагогической цели
В наиболее общем виде под целью понимается идеальное предвиденье результатов педагогической деятельности, опережающая репрезентация событий в сознании личности; реализация потребности личности в качестве образа желаемого результата деятельности.
Педагогическая цель представляет собой совокупность представлений о результатах педагогического взаимодействия субъектов образовательно-воспитательного процесса, определяющее характер, формы этого взаимодействия; способность субъектов педагогического взаимодействия предугадать результат совместной деятельности.
Цели могут быть сформулированы как педагогом, так и обучающимися. С позиций педагога, цель представляет собой заранее планируемый результат, на достижение которого направлено педагогическое воздействие, обуславливающий выбор приёмов и средств обучения. Таким образом, для педагога цель представляет собой идеальное видение результатов обучающей деятельности; для обучающихся – результатов учебной деятельности. Следует отметить, что совпадение целей педагога и обучающихся выступает необходимым условием эффективности, успешности обучения.
Подходы к классификации целей обучения
Существует множество подходов к классификации педагогических целей. Выделяют нормативные государственные, общественные, социальные цели.
Нормативные государственные цели – общие цели, зафиксированные в государственных стандартах образования.
К общественным целям относят цели различных социальных слоев, которые зависят от потребностей, интересов и требований этих слоев по отношению к профессиональной подготовке.
Инициативные цели – цели, создаваемые субъектами образовательно-воспитательного процесса исходя из особенностей учебного заведения, профиля учебной дисциплины, уровня подготовки обучающихся и пр.
В структуре любой цели выделяется предмет и объект.
Объект цели представляет собой конкретного ученика или группу, на которую направлено педагогическое воздействие; предмет - то, на что она направлена; качества, на изменение которых направлен образовательно-воспитательный процесс.
На основании предмета, направленности цели выделяют следующие группы результатов педагогического воздействия:
- цели формирования сознания, мировоззрения, поведенческих стратегий одобряемых на конкретном этапе исторического развития;
- цели социализации, отношений в обществе, отношений к труду, профессии, семье, искусству и пр.;
- цели воспитания творческой деятельности, способностей, задатков обучающихся.
В деятельности педагога выделяют также организационные цели, которые заключаются в применении самоуправления в процессе планирования и реализации учебной деятельности, расширении функций обучающихся, оказании помощи в процессе проведения занятий.
Методические цели педагога – перестройка технологий, методики учебной и внеучебной деятельности, имплементация новых форм, методов, приемов в образовательно-воспитательный процесс.
Этапы целеполагания в педагогике
Целеполагание как процесс, разработка целей представляет собой поэтапный логико-конструктивный процесс, который включает следующие операции:
- сравнение и обобщение информации;
- отбор актуальной информации;
- нахождение объекта, предмета цели, ее выражение;
- реализация деятельности для достижения планируемых результатов, поставленных целей.
Таким образом, цели обучения выступают системообразующим фактором педагогического процесса, обуславливающим выбора форм, средств, приемов организации обучения.