Сущность и цели процесса обучения
Наука, изучающая и исследующая проблемы образования и обучения, называется дидактикой. Наряду с данным термином в педагогике используют термин теория обучения.
Дидактика – это часть педагогики, изучающая проблемы теоретических основ обучения.
Основная задача дидактики заключается в выявлении закономерностей, которым подчиняется процесс обучения, и их использование для достижения задач образования.
В процессе обучения личность овладевает знаниями, практическими умениями и навыками, а также способами творческой деятельности.
Цели обучения достигаются в процессе получения эмпирических знаний. Знания становятся глубже по мере усложнения целей обучения и условий его реализации.
Психология и дидактика очень тесно связаны друг с другом. Их объединяет единый объект - процесс обучения и воспитания, но при этом имеются разные аспекты изучения данного объекта. Психология изучает психологические закономерности формирования психики человека. Дидактика в свою очередь изучает условия, необходимые для эффективного протекания процессов усвоения на основе психологических закономерностей. Дидактика строится на основе педагогической психологии. Знание психологических способов усвоения и педагогических условий, в которых они реализуются, составляют базис для создания методик обучения.
Существует цепочка связей, которая непрерывна: «педагогическая психология» - «дидактика» - «методики» - «практическая деятельность».
Конечная цель учебного процесса заключается в формировании личности. Образование - это процесс усвоения знаний, умений, навыков и результат этого процесса. Выделяют несколько этапов обучения:
- начальное,
- среднее,
- высшее образование,
- общее и специальное образование.
Объект науки - это реальный процесс обучения. Дидактика формирует знания о закономерностях обучения, характеризует его основные принципы, методы и содержание.
Теория обучения как наука состоит из нескольких категорий:
- сущность процесса обучения, рассматривающая обучение как часть воспитательного процесса;
- методы обучения, используемые педагогом в своей профессиональной деятельности;
- принципы , включающие основные взгляды на учебную деятельность;
- содержание школьного образования, заключающееся в выявлении взаимосвязи разных видов обучения в общеобразовательной школе;
- организация обучения;
- деятельность учителя, его поведение и работа в ходе реализации образовательного процесса;
- деятельность учащихся, их поведение и работа в ходе реализации образовательного процесса.
Образование - это целенаправленный процесс и результат овладения обучающимся системой научных знаний, основных познавательных умений и навыков, формирование основанного на этом мировоззрения и нравственных качеств личности.
Образование реализуется под влиянием обучения. Обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия педагога и учеников, в процессе которого осуществляется образование и вносится огромный вклад в воспитание и развитие индивида. Обучение не может полностью решить задачи воспитания, поэтому важно одновременно осуществлять внеучебный воспитательный процесс. Посредством обучения и воспитания реализуется целостное всестороннее развитие личности.
Обучение - это единство двух процессов: преподавания и учения. Под преподаванием понимают процесс деятельности учителя в ходе обучения. Учением – это процесс деятельности ученика. Учение возможно и при реализации самообразования. Из закономерностей определенных дидактикой вытекают требования, которые обеспечивают оптимальное функционирование обучения. Это и есть принципы обучения.
Обучение позволяет передавать новым поколениям знания из опыта человечества, формировать необходимые в жизнедеятельности умения и навыки, а также систему взглядов и убеждений. Обучение ставит задачи перед индивидуальным развитием учащегося - овладеть современным уровнем знаний. При этом индивидуальное развитие в ходе обучения всегда отстает от общественно-исторического.
Обучение – это особый вид отношений, в процессе которых осуществляется образование, воспитание и передача опыта человеческой деятельности субъекту обучения.
Процесс обучения связан с развитием и формированием у учащегося знаний, умений и навыков по определенным дисциплинам.
Учение в отличии от обучения, как правило, вызвано мотивацией. Мотивация побуждает двигаться к поставленной цели. Мотивации бывает внешняя и внутренняя. Педагоги чаще используют внешние, принуждая учиться, поощряя или наказывая. Но систематический длительный контроль над деятельностью ребенка резко снижает желание трудиться и учиться. Требуется развивать внутренние мотивы учащегося.
Обучение возникло достаточно давно и заключалось на начальном этапе в передаче молодым поколениям опыта предков. В процессе эволюции усложнялись человеческие отношения и вместе с ними усовершенствовалась система обучения. Появились специальные заведения, в которых осуществлялось обучение. Обучение превратилось в целенаправленный процесс.
Знания не могут быть просто переданы от одного индивида другому. Это осуществимо только при активном участии и встречной активности обучаемого. Из этого следует, что обучение - это двусторонний процесс, как со стороны учителя, так и со стороны ученика.
Противоречия обучения
Задача педагога, обладающего определенным багажом знаний, - передать информацию ученику. Параллельно учитель должен стимулировать активность ученика, развивать его внутреннюю мотивацию к овладению знаниями, его творческие способности и эстетические взгляды. Обучение - это живой, развивающийся процесс, обладающий различными противоречиями. Данные противоречия помогают совершенствовать обучение, приспосабливать его к постоянно изменяющимся требованиям общества. Основные противоречия в образовательном процессе заключаются в следующем:
- противоречие между объемом знаний, накопленных в мире, и объемом знаний, которые ученик может принять;
- противоречие между задачами практической деятельности, стоящими перед учеником, и его индивидуальными способностями.
- противоречие между учебными задачами и уровнем развития конкретного ученика;
- противоречие между достижениями наукой и содержанием школьных предметов.
Закономерности и принципы обучения
Процесс обучения имеет общие закономерности. Закономерности обучения служат теоретической базой для понимания обучения. Закономерности обучения очень субъективны и зависят от деятельности педагога. Таким образом, процесс обучения – это объективный процесс, который учитывает субъективные особенности участников. Существует две группы закономерностей и сложная обусловленность объективными и субъективными факторами.
Сегодня выделяют два вида закономерностей обучения:
- внешние,
- внутренние.
Внешние закономерности имеют зависимость от социальных процессов, политической ситуации в стране, культурного уровня общества. Внутренние закономерности преимущественно связаны с целями, методами и формами обучения.
В процессе обучения, кроме законов дидактики, действуют еще психологические, гносеологические законы, физиологические законы и закономерности. Они в своем большинстве регламентируют взаимоотношения ученика и педагога в процессе обучения.