Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) – это целостная система взаимосвязанных мер, основанная на новейших достижениях науки и передовом педагогическом опыте, направленная на всестороннее повышение профессионального мастерства и квалификации каждого воспитателя и всего коллектива воспитателей ДОУ в целом.
Сущность и цели методической работы воспитателя ДОУ
Методическая работа воспитателя в ДОУ является одним из важнейших условий повышения качества воспитательно-образовательного процесса. Проходя через разнообразные формы методической работы, которые организуются методистом ДОУ, в виде определенной системы, воспитатель имеет возможность не только повысить собственный профессиональный уровень, но формируют у себя потребность в постоянном совершенствовании своих знаний и умений, посредством самовоспитания и самообучения.
Сущность методической работы воспитателя детей дошкольного возраста заключается в том, что она направлена на осуществление практического обучения воспитателей современным и актуальным методам, средствам и приемам работы с детьми дошкольного возраста. В этой связи методическая работа воспитателя является одним из элементов по повышению эффективности и качества реализуемого педагогического процесса.
Цель методической работы воспитателя – создание оптимальных условий для повышения собственного уровня педагогической культуры и профессиональных умений.
В этой связи основной задачей методиста ДОУ является выработка системы, включающей в себя наиболее доступные и эффективные методы повышения профессионального мастерства и педагогической культуры воспитателей ДОУ.
Основные задачи методической работы воспитателя ДОУ
Основными общими задачами методической работы воспитателей детей дошкольного возраста являются:
- Выработать систему по совершенствованию, расширению и углублению собственных профессиональных знаний и умений.
- Включенность в творческий поиск.
К частным задачам методической работы воспитателя относятся:
- Формирование навыка систематического изучения новой педагогической информации, ознакомление с педагогическим опытом коллег, распространение собственного педагогического опыта.
- Повышение уровня собственной теоретической подготовки.
- Организация работа по самостоятельному изучению инновационных образовательных программ и стандартов.
- Обогащение собственного педагогического опыта посредством освоения новых технологий и форм обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
- Систематическое ознакомление с нормативной документацией, регулирующей педагогическую деятельность воспитателей ДОУ.
Решение данных задач будет эффективнее, если методистом ДОУ воспитателю оказывается всесторонняя помощь, на основании дифференцированного и индивидуального подхода (учитывается стаж воспитателя, его творческая активность, образование, категория и т.д.). Кроме того, методист должен быть готов при необходимости оказать консультативную помощь воспитателю по вопросам эффективной организации самообразования.
Эффективность решения указанных задач, осуществляется посредством оценки следующих критериев методической работы воспитателя:
- Системность – соответствие поставленной цели и задач содержанию и форме реализуемой методической работы.
- Дифференциация – данный критерий имеет самое большое значение при оценке эффективности методической работы воспитателя, он включает в себя анализ групповых и индивидуальных занятий, организуемых воспитателем с детьми дошкольного возраста, а также анализ уровня его профессионализма и готовности к самосовершенствованию и саморазвитию.
- Этапность – включает в себя процессуальность и последовательность прохождения определенных этапов реализуемой методической работы воспитателя.
Система методической работы в ДОУ
Система методической работы в ДОУ организуется для того, чтобы помочь воспитателям овладеть новым педагогическим мышлением, направленным на решение разнообразных сложных образовательных задач, а также помочь выработать стремление постоянно повышать уровень своих профессиональных умений и мастерства.
В настоящее время в современных детских садах сложилась достаточно четкая форма по повышению квалификации педагогических работников. Однако данная форма имеет ряд недочетов, связанных с тем, что ее отдельные элементы не отвечают актуальным потребностям и интересам воспитателей. Исходя из этого несоответствия, перед заведующей ДОУ и методистом, стоит задача по выработке такой системы, которая будет не просто включать в себя инновационные методы и средства повышения педагогического мастерства воспитателей, но и соответствовать их потребностям в профессиональном росте.
Эффективная система методической работы ДОУ включает в себя следующие направления:
- Воспитательное – повышение профессионализма воспитателей по вопросам теории и методики воспитания детей дошкольного возраста в условиях гуманизации педагогического процесса.
- Дидактическое – обновление системы знаний воспитателей по наиболее актуальным вопросам повышения эффективности воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.
- Психологическое – повышение уровня профессиональных знаний воспитателя в области психологии (возрастной, общей, педагогической и т.д.).
- Физиологическое – овладение знаниями в области общей и возрастной физиологии и гигиены, а также их постоянное обновление и совершенствование.
Таким образом, сложность и многообразие целей и задач методической работы в современном дошкольном учреждении, разносторонний характер ее содержания, конкретные особенности каждого ДОУ требуют разнообразия методических форм работы с педагогическими кадрами и их оптимального сочетания между собой.