Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Круг практических проблем, решаемых психологией

Все предметы / Психология / Круг практических проблем, решаемых психологией

Соотношение теории и практики в психологии

Определение 1

Практическая психология – это раздел психологии, который занимается практическим применением её знаний.

Для теории и практики существует проблема отношений, которая характерна не только для психологии. Эта проблема проявляется в отношениях практических и теоретических аспектов психологической консультативной практики.

Анализ источников говорит о том, что своеобразная ситуация сложилась по отношению к консультированию. Консультирование является частью функциональных обязанностей, разновидностью работы профессионального психолога, в то время как в ряде зарубежных стран консультирование относится к профессии.

Отечественные психологи в конце XX века пытались показать свое понимание основных тенденций в развитии психологии и её взаимоотношения с психологической практикой, пытались определить способы, обеспечивающие её продуктивное продвижение.

Практическая психология активное развитие получила в образовании, потому что здесь существуют оптимальные возможности предупреждения возникновения психологических проблем у развивающейся личности. Особое внимание обращалось на то, что в системе образования необходимо создать специальную психологическую службу как направление педагогической и возрастной психологии.

Весь процесс обучения и воспитания должен иметь психологическое обеспечение в виде работы психологов в школах и детских дошкольных учреждениях. Основу такого понимания психологической школьной службы представляет единство ее ключевых аспектов – научного, прикладного, практического, организационного. Для этого, безусловно, требуется профессиональная подготовка.

Что касается научного аспекта, то он предполагает проведение научных исследований в области методологических проблем и теории практической психологии. Основным заказчиком научного сотрудника, выполняющего исследование, должен быть практический психолог. Прикладной аспект ориентируется на работников образования, использующих психологические знания. Здесь главными лицами выступают педагоги, воспитатели, методисты, использующие психологические знания при разработке дидактических и методических материалов, программ.

Готовые работы на аналогичную тему

Практические психологи детских дошкольных и школьных учреждений обеспечивают практический аспект службы, проводя работу с детьми, группами, классами, учителями, воспитателями, родителями при решении конкретных проблем. Для организационного аспекта характерно создание действенной структуры психологической службы в области образования.

Замечание 1

Вывод, который был сделан на основании работы в этом направлении, показал, что содержание работы практического психолога в образовательном пространстве является важной частью психологии развития, а цель психолога-практика – психологическое здоровье личности.

Задачи, решаемые практической психологией

Все области психологии, обслуживающие практику, объединяются под названием практическая психология, цель которой заключается в оказании помощи человеку, переживающему сложности.

Практическая психологическая помощь нужна человеку в ситуации кризиса или конфликта, в выборе профессионального пути, человеку, испытывающему психологические проблемы, детям с нарушением поведения и родителям, коллективам, профессионально связанным, руководителям для организации деятельности коллектива и др.

Замечание 2

Существуют три уровня задач, которые решает практическая психология – это научно-исследовательские, прикладные, практические задачи.

Круг деятельности психолога-практика очень широкий, ему приходится проводить психодиагностику, психологическое консультирование, психологическую коррекцию, как отдельной личности, так и группы, оказывать психологическую помощь конкретному человеку, проводить психопрофилактические мероприятия и др.

В деятельности практического психолога существует пять направлений:

  1. психопрофилактика по предупреждению дезадаптации персонала или детей в школе, создание благоприятного климата и проведение мероприятий по снятию психологической перегрузки;
  2. психодиагностика, цель которой заключается в сборе психологической информации о человеке или группе;
  3. психологическая коррекция с целью воздействия на те или иные сферы психики клиента для приведения её показателей в соответствие с возрастом;
  4. психологическое консультирование для обеспечения человека необходимой психологической информацией с целью преодоления жизненных трудностей;
  5. психотерапия в рамках психологической модели, чтобы оказать помощь клиенту в продуктивном изменении его личности при серьезных психологических проблемах.



Рисунок 1.

Среди всех направлений наиболее стандартизированной является психодиагностика, а наименее – психологическое консультирование и психотерапия, т. к. для них необходим творческий подход психолога и поиск неординарных решений в каждом случае.

Психолог вскрывает сущность процесса отражения в мозгу человека объективного мира, выясняет регулировку действий человека, развитие психической деятельности и формирование психических свойств личности.

Психология устанавливает закономерности познавательных процессов и способствует научному построению процесса обучения. Психология, зная закономерности формирования личности, помогает педагогике в построении правильного процесса воспитания.

Практические психологи, таким образом, решают широкий спектр задач, которые с одной стороны связывают психологию с целым рядом наук, принимающих участие в решении комплексных проблем, а с другой стороны – внутри самой психологии выделяются специальные отрасли, которые занимаются решением психологических задач в разных сферах общества.

Виды работы психолога и консультирование

Профессиональная деятельность психолога описывается в учебниках, в числе основных видов его работы называются:

  • диагностика,
  • консультирование,
  • коррекция,
  • просвещение,
  • профилактика.

Деятельность службы практической психологии образования определена в основном документе «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации». В этом положении сказано, что к основным направлениям работы психолога относится консультативная деятельность. Она предполагает оказание помощи учащимся, воспитанникам, родителям и другим участникам образовательного процесса, через психологическое консультирование.

Однако анализируя информацию учебников и нормативных документов, можно обнаружить несоответствие. Внимание на себя обращает тот факт, что при подготовке по специальности «Педагогика и психология – Педагог-психолог» консультирование к основным видам деятельности не относится. Предмет «Психологическое консультирование», в то же время, включается в государственный образовательный стандарт по этой специальности как дисциплина предметной подготовки. Несоответствие есть и при определении места, роли, основного содержания деятельности для каждого вида работы.

Одним из основных видов профессиональной деятельности психолога является консультирование, но как учебный предмет оно не входит в список общепрофессиональных дисциплин, ни в список дисциплин предметной подготовки в стандарте высшего профессионального образования по специальности «Психология. Квалификация – «Психолог. Преподаватель психологии». Получается, что по одной специальности предмет есть, а вида деятельности нет, по другой специальности – наоборот.

Как вид профессиональной деятельности положение консультирования в рамках практической психологии определяется нормативными документами министерств и ведомств.

Роль и место консультирования во многом зависит от позиции авторов учебных пособий.

В пределах психологической практики роль и место консультирования определяется профессиональным мировоззрением исполнителя и документом, создаваемым нормативно-правовым пространством, например, уставом учреждения, где работает специалист.

Психолог-практик несет ответственность за качество и результат своей работы перед профессиональным сообществом, к которому относится, данная сторона психологической практики отражена в профессиональных этических кодексах.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Валентина Николаевна Норина

Эксперт по предмету «Психология» , преподавательский стаж — 38 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис