Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Технология укрупнения дидактических единиц – УДЕ (П.М. Эрдниев)

Понятие и сущность технологии УДЕ

Замечание 1

Пюрвя Мучкаевич Эрдниев – заслуженный деятель науки РСФСР, академик РАО.

П.М. Эрдниев разработал и обосновал эффективность технологии укрупнения дидактических единиц (УДЕ). Данная технология позволяет:

  • использовать обобщения во время ежедневных учебных занятий;
  • осуществлять установление максимально возможного количества логических связей в изучаемом учебном материале;
  • формировать умение выделять существенное и главное в общем объеме учебного материала;
  • формировать умение выявлять больше предметных знаний;
  • формировать понимание значения учебного материала в общей система ЗУН каждого учащегося;
  • подать учебный материал более эмоционально и интересно;
  • повысить эффективность усвоение и закрепление изученного учебного материала.

Основные классификационные параметры УДЕ:

  • общепедагогический уровень применения;
  • ассоциативно-рефлекторная концепция усвоения учебного материала с элементам его поэтапной интериоризации;
  • социогенный фактор развития;
  • ориентация на информационные личностные структуры с элементами операционной структуры;
  • обучающий, светский, технократический и общеобразовательный характер содержания;
  • ведущий тип управления – система малых групп;
  • основные организационные формы обучения – академическая, групповая, индивидуальная и традиционная классно-урочная;
  • ведущий подход к ученику – дидактоцентрический;
  • преобладающий метод обучения - объяснительно-иллюстративный;
  • ведущее направление модернизации – дидактически-реконструированное;
  • категория учащихся – продвинутая массовая.

Целевыми ориентациями технологии УДЕ являются:

  1. Достижение каждым учащимся целостных математических знаний, как одного из главных условий интеллектуального развития и саморазвития.
  2. Создание более совершенной последовательной системы образовательных разделов, обеспечивающей их целостность и единство.
  3. Главной сверхзадачей технологии является вооружение все системы средней общеобразовательной школы едиными учебниками по математике.
«Технология укрупнения дидактических единиц – УДЕ (П.М. Эрдниев)» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Концептуальные положения технологии УДЕ

Понятие технологии УДЕ имеет несколько общепринятых определений, в целом же они представляют данную технологию как интеграцию конкретных подходов к процессу обучения:

  1. Совместное и одновременное изучение взаимосвязанных операций, функций, теорем, действий и т.п.
  2. Осуществление обеспечения единства процесса составления и процесса решения задач.
  3. Рассмотрение определенных и неопределенных заданий во взаимных переходах друг в друга.
  4. Преобразование заданий путем противопоставления исходных условий и структуры упражнения.
  5. Выявление сложностей в знаниях и упрощение их усвоения путем систематизации учебного материала.
  6. Опора на принцип дополнительности в системе решение заданий, задач, упражнений.

Технология УДЕ предусматривает использование фундаментальных закономерностей мышления:

  • закон борьбы и единства противоположностей;
  • переменное противопоставление контрастных раздражителей;
  • опора на принцип обратной связи, цикличности и системности процессов, и обратимости операций мышления;
  • постепенный переход к сверх-символам, подразумевающий оперирование более сложными и последовательными символами.
Замечание 2

Таким образом, технология УДЕ – это отдельная система понятий, которые объединены между собой логическими связями и образующие целостную легкоусвояемую единицу учебной информации.

Организация технологии УДЕ

Обучение по технологии УДЕ, строится по следующей схеме:

  1. Усвоение учебного материала в его целостном представлении без приближения и разделения.
  2. Разделение целой учебной информации на блоки и элементы.
  3. На основании предварительно усвоенных элементов формирование более совершенного и точного целого образа.

Особенность содержания технологии УДЕ заключается в том, что ранее (в ХХ в.), в школьной программе математика была представлена не как единая дисциплина, а как пять разных учебных предметов: арифметика, геометрия, алгебра, тригонометрия и черчение. П.М. Эрдниев объединил все предметы в одну дисциплину и составил общий учебник «Математика». Учебник, не просто объединял в себе дисциплины в одну, но представлял их теорию (правила, теоремы, формулы и т.д.) и практику (задачи, примеры, упражнения и т.д.).

Таким образом, технология УДЕ, разработанная и предложенная П.М. Эрдниевым, обусловила перестройку существующей традиционной дидактической системы обучения математики.

Основным элементов технологии УДЕ является элементарное «математическое упражнение», так как именно оно соединяет деятельность педагога и учащегося.

Опыт внедрения технологии УДЕ доказал ее эффективность, которая в основном заключается в соблюдении основного правила, установленного П.М. Эрдниева «важно не повторение пройденного материала, а его преобразование и усвоение немедленно на уроке посредством выполнения упражнения». Только в этом случае происходит познание объекта, его развития и сопоставление исходной формы с формой знания.

Особенность методики обучения, по технологии УДЕ, заключается в том, что полученная учащимися учебная информация через выполнение упражнений трансформируется в знания. При этом важно не то, сколько выполнит ученик упражнений, а важна их четкая последовательность на основе принципа укрупнения, который и обеспечивает сознательность и прочность усвоения знаний.

Замечание 3

В настоящее время в технологии УДЕ педагогами используются всевозможные коды, которые несут в себе математическую информацию – это слово, символ, рисунок, модель, предмет, опыт и т.д. При комплексном использовании всех указанных кодов образовательный процесс становится насыщенным и познавательным для учащихся, повышает их заинтересованность в получении новых знаний и умений.

Дата последнего обновления статьи: 04.05.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot