Понятие и сущность технологии УДЕ
Пюрвя Мучкаевич Эрдниев – заслуженный деятель науки РСФСР, академик РАО.
П.М. Эрдниев разработал и обосновал эффективность технологии укрупнения дидактических единиц (УДЕ). Данная технология позволяет:
- использовать обобщения во время ежедневных учебных занятий;
- осуществлять установление максимально возможного количества логических связей в изучаемом учебном материале;
- формировать умение выделять существенное и главное в общем объеме учебного материала;
- формировать умение выявлять больше предметных знаний;
- формировать понимание значения учебного материала в общей система ЗУН каждого учащегося;
- подать учебный материал более эмоционально и интересно;
- повысить эффективность усвоение и закрепление изученного учебного материала.
Основные классификационные параметры УДЕ:
- общепедагогический уровень применения;
- ассоциативно-рефлекторная концепция усвоения учебного материала с элементам его поэтапной интериоризации;
- социогенный фактор развития;
- ориентация на информационные личностные структуры с элементами операционной структуры;
- обучающий, светский, технократический и общеобразовательный характер содержания;
- ведущий тип управления – система малых групп;
- основные организационные формы обучения – академическая, групповая, индивидуальная и традиционная классно-урочная;
- ведущий подход к ученику – дидактоцентрический;
- преобладающий метод обучения - объяснительно-иллюстративный;
- ведущее направление модернизации – дидактически-реконструированное;
- категория учащихся – продвинутая массовая.
Целевыми ориентациями технологии УДЕ являются:
- Достижение каждым учащимся целостных математических знаний, как одного из главных условий интеллектуального развития и саморазвития.
- Создание более совершенной последовательной системы образовательных разделов, обеспечивающей их целостность и единство.
- Главной сверхзадачей технологии является вооружение все системы средней общеобразовательной школы едиными учебниками по математике.
Концептуальные положения технологии УДЕ
Понятие технологии УДЕ имеет несколько общепринятых определений, в целом же они представляют данную технологию как интеграцию конкретных подходов к процессу обучения:
- Совместное и одновременное изучение взаимосвязанных операций, функций, теорем, действий и т.п.
- Осуществление обеспечения единства процесса составления и процесса решения задач.
- Рассмотрение определенных и неопределенных заданий во взаимных переходах друг в друга.
- Преобразование заданий путем противопоставления исходных условий и структуры упражнения.
- Выявление сложностей в знаниях и упрощение их усвоения путем систематизации учебного материала.
- Опора на принцип дополнительности в системе решение заданий, задач, упражнений.
Технология УДЕ предусматривает использование фундаментальных закономерностей мышления:
- закон борьбы и единства противоположностей;
- переменное противопоставление контрастных раздражителей;
- опора на принцип обратной связи, цикличности и системности процессов, и обратимости операций мышления;
- постепенный переход к сверх-символам, подразумевающий оперирование более сложными и последовательными символами.
Таким образом, технология УДЕ – это отдельная система понятий, которые объединены между собой логическими связями и образующие целостную легкоусвояемую единицу учебной информации.
Организация технологии УДЕ
Обучение по технологии УДЕ, строится по следующей схеме:
- Усвоение учебного материала в его целостном представлении без приближения и разделения.
- Разделение целой учебной информации на блоки и элементы.
- На основании предварительно усвоенных элементов формирование более совершенного и точного целого образа.
Особенность содержания технологии УДЕ заключается в том, что ранее (в ХХ в.), в школьной программе математика была представлена не как единая дисциплина, а как пять разных учебных предметов: арифметика, геометрия, алгебра, тригонометрия и черчение. П.М. Эрдниев объединил все предметы в одну дисциплину и составил общий учебник «Математика». Учебник, не просто объединял в себе дисциплины в одну, но представлял их теорию (правила, теоремы, формулы и т.д.) и практику (задачи, примеры, упражнения и т.д.).
Таким образом, технология УДЕ, разработанная и предложенная П.М. Эрдниевым, обусловила перестройку существующей традиционной дидактической системы обучения математики.
Основным элементов технологии УДЕ является элементарное «математическое упражнение», так как именно оно соединяет деятельность педагога и учащегося.
Опыт внедрения технологии УДЕ доказал ее эффективность, которая в основном заключается в соблюдении основного правила, установленного П.М. Эрдниева «важно не повторение пройденного материала, а его преобразование и усвоение немедленно на уроке посредством выполнения упражнения». Только в этом случае происходит познание объекта, его развития и сопоставление исходной формы с формой знания.
Особенность методики обучения, по технологии УДЕ, заключается в том, что полученная учащимися учебная информация через выполнение упражнений трансформируется в знания. При этом важно не то, сколько выполнит ученик упражнений, а важна их четкая последовательность на основе принципа укрупнения, который и обеспечивает сознательность и прочность усвоения знаний.
В настоящее время в технологии УДЕ педагогами используются всевозможные коды, которые несут в себе математическую информацию – это слово, символ, рисунок, модель, предмет, опыт и т.д. При комплексном использовании всех указанных кодов образовательный процесс становится насыщенным и познавательным для учащихся, повышает их заинтересованность в получении новых знаний и умений.