Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста

Значение познавательно-речевого развития

Определение 1

Речь – это особая форма общения и взаимодействия между людьми, в процессе которой они обмениваются между собой мыслями, идеями, переживаниями и иной информацией, а также оказывают воздействие друг на друга.

Речь является ярким показателем развития ребенка. В том случае, если речь слабо развита, то она содержит ряд характерных погрешностей, таких как бедный словарный запас, не правильное построение предложений, неспособность логично связывать слова для выражения своих мыслей, дефекты в произношении, сбивчивый ритм речи и т.п.

Чем лучше развита у ребенка дошкольного возраста речь, тем успешнее будет обучение в школьные годы. Однако, не всегда речь ребенка в дошкольный период развита достаточно хорошо. Во многом это связано с тем, что были выбраны не эффективные методы и способы ее развития. В настоящее время доказано, что успеху развития речи ребенка дошкольника способствует организация одновременного познавательного развития с речевым. Достигается это посредством разнообразных видов деятельности: игровой, трудовой, учебно-познавательной, коммуникативной и т.д. Важным является и то, что в процессе деятельности ребенок должен активно выражать свои мысли, чувства, ощущения и т.д.

Речь, которая сопровождается познавательной деятельностью, делает ее более осознанной и целенаправленной. Задача воспитателя помочь ребенку достичь к концу дошкольного детства необходимой коммуникативной компетентности. Достигается это через правильно организованное познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста во всех возрастных группах. Важным условием является соблюдение следующих составляющих:

  • грамотная и правильная речь воспитателя;
  • формирование у детей представлений об окружающем мире и жизни в нем;
  • развитие у детей любознательности, активности и инициативности;
  • сенсорное воспитание;
  • разнообразная и богатая игровая деятельность.

Значимость познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста заключается в том, что в настоящее время все больше детей-дошкольников имеют проблемы в развитии речевой активности. Данные проблемы обусловлены следующими негативными факторами:

  1. Ухудшение физического и психического здоровья детей.
  2. Значительное снижение «живого» общения детей со сверстниками и взрослыми, в том числе и с родителями.
  3. Существенное снижение уровня речевой культуры в современном обществе.
  4. Недостаточное внимание со стороны взрослых (родителей, воспитателей) к речевому развитию детей.
«Познавательно-речевое развитие детей дошкольного возраста » 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Цель и задачи познавательно-речевого развития

Ведущими целями познавательно-речевого развития являются:

  • Своевременное и всестороннее развитие личности ребенка.
  • Приобщение ребенка к общечеловеческим и культурным ценностям.
  • Формирование и развитие любознательности и творческого воображения, как основы познавательной активности ребенка.

Задачами познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста являются:

  1. Формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, расширение и обогащение знаний об окружающем мире и природе.
  2. Привлечение родителей (опекунов) воспитанников к совместной с детьми деятельности (исследовательская, проектная, познавательная и т.д.).
  3. Способствование активизации речевой деятельности ребенка в повседневной и практической деятельности.
  4. Организация и совершенствование предметно-развивающей среды ДОУ, направленной на познавательно-речевое развитие детей.
Замечание 1

Одним из важнейших направлений познавательно-речевого развития является своевременное и успешное овладение ребенком родным языком. Это связано с тем, что родная речь помогает ребенку познавать окружающий мир, получать необходимые умения и навыки, овладевать опытом практической деятельности.

Кроме того, развитие речи ребенка во многом связано с познанием окружающего мира, развития собственного познания и личности, понимания своего «Я» и его положения в этом мире. Существование ребенка в социуме способствует формированию речи, так как только через общение ребенок может продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми.

Формы познавательно-речевого развития

Замечание 2

Основной и наиболее эффективной формой познавательно-речевого развития ребенка дошкольного возраста являются не столько специально организованные занятия, сколько естественное общение со сверстниками (в группе ДОУ, на игровой площадке и т.д.).

Эффективными формами познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста являются:

  1. Общение двух видов: подготовленное и неподготовленное.
  2. Разнообразные игры и игровая деятельность (сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические и т.д.).
  3. Организация различных учебно-игровых ситуаций, которые возникают по инициативы взрослого (родителя, воспитателя), в рамках данных ситуаций ребенок может в полной мере проявить свою речевую активность.
  4. Речевое развитие посредством использования СМИ (телевизор, радио, детская периодическая печать и т.п.).
  5. Использование стихотворений и рифмования (чтение стихотворных произведений, потешек, четверостиший и т.д.).
  6. Совместное осуществление речевых и трудовых действий.
  7. Организация досуговой деятельности, которая является благоприятной сферой для развития речи ребенка.

Большое внимание в ДОУ должно уделяться методическому обеспечению познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста. В группах ДОУ воспитателями оформляются специальные игротеки, настольные театры, уголки по познавательному развитию и т.д., а также оформляются перспективные рабочие планы по интеграции образовательных областей, разрабатывается система авторских конспектов, которые учитывают индивидуальные особенности и потребности детей группы.

Оценка качества познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста осуществляется воспитателями в начале и конце учебного года, посредством мониторинга. Для этого разрабатывается специальная программа мониторинга, подбираются методики для составления диагностик по каждой образовательной задаче программы.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot