Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Развитие связной речи в старшем дошкольном возрасте – это процесс формирования полноценных речевых оборотов, осознанных высказываний и восприятия речи других людей, а также завершающий этап развития нервных связей, обеспечивающих полноценное функционирование речевого аппарата.

Психолого-педагогические основы формирования речи

Старший дошкольный возраст характеризуется своими специфическими чертами развития и функционирования психических процессов организма.

В этот возрастной период делается акцент на подготовку ребенка к следующему этапу его развития – обучению в школе, а, следовательно, уделяется внимание его интеллектуальному развитию.

Дети старшего дошкольного возраста уже способны отойти от игровой деятельности и приступить к непосредственному познанию. У них развивается стремление в развитии своих навыков и их применении на практике. Происходит активное развитие памяти, активизируется мыслительная работа, развивается восприятие и ощущение. Это способствует переходу речевых функций на новый уровень.

Определение 1

Интеллектуальные способности дошкольника – это психологические характеристики личностного развития, отражающие его способности к осознанию и пониманию новых знаний и навыков, скорость и простоту их усвоения, способность применения в практической жизнедеятельности, в решении проблем и задач.

Процесс познания начинается с самого рождения ребенка и продолжается в течение всей его жизни. Он помогает человеку в формировании целей и задач, планировании, прогнозировании и управлении своей деятельностью, различными процессами и явлениями.

На каждом возрастном этапе развития познавательные способности человека имеют определенную степень развития, которая отражает возможности личности в различных областях деятельности.

Интеллектуальные способности ребенка дошкольного возраста формируется косвенным путем: через усвоения системы знаний и навыков. Их развитие невозможно без учета психологических параметров развития личности. Психическое развитие ребенка имеет определенные стадии, которые отражают уровень интеллектуального развития и успешность в формировании различных аспектов детской личности.

«Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Поскольку, речевое развитие неразрывно связано с мыслительной деятельностью, то стоит рассмотреть психические особенности формирования мышления в старшем дошкольном возрасте.

Мышление в этот период характеризуется следующими параметрами:

• Начало развития словесно-логических форм мыслительной деятельности; • Начинается развитие абстрактного мышления; • Ситуативное мышление уходит на второй план и ребенок начинает мыслить в перспективном представлении; • У ребенка развиваются навыки выявления причинно-следственных связей в процессах и явлениях; • Развитие способностей к анализу и синтезу; • Изменение отношения к умственной работе и практической деятельности; • Первые попытки систематизации усвоенной информации; • Развитие самостоятельности в решении познавательных задач.

Все эти показатели обуславливают совершенствование всех сторон речи ребенка, ее динамичное развитие. Старшие дошкольники произносят слова и фразы более четко, они являются более полными и точными. Дети стремятся строить речь таким образом, чтобы они имела более полные формулировки и была понятной окружающим людям. Они заинтересованы в понимании своей речи другими людьми. Дошкольники становятся самокритичными к своей речи и начинают оценивать и критиковать речь своих сверстников, делая им замечая при неверных формулировках.

Словарный запас ребенка непрерывно пополняется. В нем уже присутствуют не только простые существительные, но и собирательные существительные, прилагательные, глаголы.

В старшем дошкольном возрасте начинается овладение ребенком грамматическими азами речи. Дети довольно активно применяют грамматические конструкции. естественно, что синтаксические ошибки присутствуют в их речи. Важно, обращать на них внимание и исправлять их.

В старшем дошкольном возрасте, дети строят более объемные, содержательные и длительные диалоги. Развивается и монологическая речь. Дети могут легко пересказать события дня или недели, короткий рассказ или сюжет фильма.

Связная речь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Связная речь. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Способы формирования речи в старшем дошкольном возрасте

Методы формирования связной речи подразделяются по общеустановленной педагогической классификации:

  1. Наглядные методы. Сюда входит наблюдение за различными объектами и процессами, проведение экскурсий, специально назначенные прогулки, посещение музеев, выставок, значимых природных объектов и социальных мест. Методы наблюдения необходимы для расширения словарного запаса ребенка и обогащение содержания речи. Также, дети могут просматривать книжные иллюстрации, игрушки, фотографии, картины, чтобы у них закрепилась функциональное назначение слов.
  2. Словесные методы. Они включают в себя рассказы педагога, повествования, чтение художественной литературы: рассказов, сказок, стихотворений, заучивание стихов и пересказ текстов. Как правило, словесные методы всегда дополняются наглядными методами, чтобы отразить значение слова, дать ему наглядное представление, улучшив его восприятие дошкольниками.
  3. Практические методы. Эти методы позволяют применять речевые навыки в практической жизнедеятельности, развивать и совершенствовать их. Сюда входят дидактические игры и упражнения, игры – хороводы и драматизации. Практические методы помогают решить многие задачи по формированию связной речи.

Приемы развития связной речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Приемы развития связной речи. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Одним из современных методов формирования связной речи выступает моделирование. Оно помогает в понимании и объяснении структуры речи и формировании целостной картины, отражающей состояние какого-то объекта или процесса.

Метод моделирования является простым, доступным для детей старшего дошкольного возраста, четким и конкретным. Он помогает детям в построении монологов.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 08.02.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot