Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Развитие речи дошкольников

Важность развития речи у ребенка в дошкольном возрасте

Речевое развитие ребенка относится к важным критериям его нормального развития. Посредством речи происходит социализация личности, усвоение и передача накопленного опыта. Только при помощи речи, ребенку удается построить нормальные коммуникативные связи, познакомиться с окружающей природной и общественной действительностью. Это обуславливает необходимость полноценного речевого развития в дошкольном возрасте.

Замечание 1

На дошкольном этапе развития, ребенок проходит социальную адаптацию и подготавливается к последующему этапу своей жизнедеятельности – обучению в школе. Отсутствие речевых навыков, способности выражать свои мысли через речевые конструкции делает невозможным обучение ребенка в школе.

В дошкольном возрасте речь ребенка характеризуется спонтанностью и эгоцентричностью. Он повторяет слова и фразы, услышанные от взрослых, ведет монологи в игровой деятельности, порой даже, разговаривает сам с собой. По сути, речевое развитие дошкольника является произнесением своих мыслей, которое первоначально может носить неосознанный характер, но по мере развития приходит их осознание и понимание. Речь является своеобразным усилителем деятельности малыша, помогает ему действовать, выполнять какую-то работу в различных областях учебно-воспитательного процесса.

В дошкольном возрасте речь ребенка выполняет функцию обучения и коммуникации. Они обе важны и значимы. Прослушивание речи взрослого человека, ее понимание помогает ребенку усвоить определенную информацию, ознакомиться с устройством окружающего мира, познать принципы его функционирования. Учась говорить и выражать свои мысли правильными речевыми конструкциями, дети желают, чтобы их услышали и поняли. Им важно донести сказанное им до сознания собеседника.

«Развитие речи дошкольников» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

В процессе познания мира и формирования речи, ребенок ориентируется, прежде всего, на свои желания и потребности. К школьному этапу обучения, ребенок должен:

  • владеть достаточным словарным запасом;
  • уметь применять его в построении речевых конструкций;
  • обладать навыками связной речи и понятной для окружающих;
  • использовать речь для получения разнообразной познавательной информации;
  • уметь строить коммуникативные связи со сверстниками и людьми старшего возраста.
Замечание 2

Достижение развития речевых навыков осуществляется постепенно, путем усвоения чего-то нового на каждом возрастном этапе развития.

Основные стадии речевого развития дошкольников

Развитие детской речи является сложным и трудоемким процессом. Это обусловлено тем, что в зависимости от возраста ребенок способен воспринимать и усваивать определенное количество информации. Поэтому, организация речевого развития проходит по-разному, с применением разного темпа и ритма в каждый год жизни дошкольника.

Речевые навыки ребенка кардинально меняются по мере его развития. Постепенно расширяется словарный запас ребенка, речь становится более насыщенной, эмоционально окрашенной.

Основными стадиями речевого развития ребенка являются следующие.

Стадия первая. Развитие речи ребенка в возрасте трех-четырех лет. В этот период ребенок должен знать уже около полутора тысяч слов. Речь должна быть насыщена высказываниями с использованием всех частей речи, при этом преобладают в ней предметы т.е. существительные и их действия т.е. глаголы. Все действия ребенок уже практически перестает демонстрировать, а стремиться описать с помощью речи. Речевые конструкции характеризуются неслаженным синтаксисом и нарушением грамматики. Предложения строятся детьми в краткой форме. Они простые и в них отсутствуют логические умозаключения. Такое речевое строение связано с мыслительными процессами ребенка, которые базируются на наглядности и текущих впечатлениях. Речь ребенка не будет понята взрослым, если отсутствуют окружающие процессы и явления, о которых говорится. Артикуляция ребенка в этом возрасте еще недостаточно развита, поэтому звуковое произношение нарушено. Дети легко произносят короткие слова, содержащие преимущественно гласные звуки. Согласные звуки могут быть искажены и пропущены.

Характеристика развития речи у детей 3-4 лет. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Характеристика развития речи у детей 3-4 лет. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Стадия вторая. Развитие речи ребенка в четырех-пяти летнем возрасте. Словарный запас ребенка в этом возрасте значительно расширяется. Речь наполняется большим объемом простых предложений, которыми ребенок легко управляет. При этом, произношение не является достаточно устойчивым. Некоторые шипящие согласные звуки произносить не получается. Однако, ребенок стремится, чтобы его поняли и может повторять одни и те же выражения многократно. Речь, постепенно принимает более осознанную направленность. Дети стремятся построить рифмованные конструкции. Это является предпосылкой к первичному освоению грамоты. К концу этой стадии, ребенок уже должен уметь строить сложные речевые конструкции, применять слова, исходя из их падежной, родовой и количественной характеристик. Грамматика и ее конструкции еще не развиты до конца, поэтому прослеживаются искажения в построении речевых высказываний.

Стадия третья. Развитие речи ребенка в шести-семи летнем возрасте. В старшем дошкольном возрасте у ребенка должна быть сформирована слаженная, связная и понятная речь. Речевые высказывания должны быть наполнены смысловым содержанием, которое отражает мысли говорящего, его желания и потребности. При этом, предложения строятся последовательно и грамматически верно. На этой стадии детская речь направлена на собеседника, его понимание. В этом возрасте ребенок задумывается перед тем, как произнести что-либо т.е. речь планируется. Основным направлением развития речи дошкольника на этом этапе является формирование речевых форм деятельности т.е. ребенок различает и воспринимает, как разновидность деятельности прослушивание чего-то, чтения, рассказы, беседы.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.06.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot