Педагогическое проектирование – это высший уровень педагогической деятельности, который проявляется в творчестве педагога, постоянном совершенствовании собственного профессионализма и мастерства.
Понятие педагогического проектирования
Большинство продуктов человеческой деятельности осуществляется через их предварительное проектирование. Проектирование предусматривает создание прототипа или проекта предполагаемого объекта, явления или процесса, с целью воплощения его в реальности. В соответствии с этим педагогическое проектирование понимается со следующих точек зрения:
- практико-ориентированная деятельность, направленная на разработку новых образовательных систем и видов образовательной деятельности;
- инновационная область знаний, направленная на трактовку существующей педагогической действительности;
- прикладное направление педагогики, направленное на организацию практической деятельности, которая нацелена на решение основных задач развития и образования детей;
- специфическая технология развития личности.
Технология педагогического проектирования предусматривает наличие у педагога разносторонне развитых творческих качеств.
Педагогическое творчество – это одно из состояний педагогической деятельности, в процессе которого происходит создание кардинально нового содержания воспитательно-образовательного процесса, направленного на решение разносторонних педагогических проблем.
Технология проектирования педагогического процесса представляет собой систему, которая состоит из ряда взаимосвязанных компонентов:
- общая культура;
- гуманизм;
- профессионализм;
- творческие способности;
- профессиональные компетентности.
Эффективность технологии проектирования педагогического процесса, определяется наличием у педагога технологических компетенций, которые определяются на основании ряда критериев:
- целесообразность (направленность);
- творчество (содержание деятельности);
- технологичность (уровень педагогической техники);
- оптимальность (эффективность выбранных средств);
- продуктивность (результативность).
Таким образом, технология проектирования педагогической деятельности представляет собой совокупность практических умений и навыков, необходимых для организации творческой деятельности педагога.
Этапы реализации проектирования педагогического процесса
Этапы реализации технологии проектирования педагогического процесса (автор Н. А. Масюкова):
- Осуществление диагностики реального педагогического процесса.
- Формулировка целей, выделение ценностей и смыслов образования.
- Формирование желаемого результата.
- Планирование этапов деятельности, направленных на достижение общей цели.
- Коррекция действий в ходе реализации проекта.
- Рефлексия реализованной деятельности, анализ полученных результатов.
В том случае, если в основе проектирования стоят прикладные цели, то его этапы могут быть «укрупнены». Важным является сохранение общей логики, которая отражает сущность всей технологии.
«Укрупненные» этапы технологии проектирования педагогического процесса, с внутренними процедурами:
Предпроектный (предварительный или стартовый):
- диагностика (исследование);
- постановка проблемы;
- концептуальная основа;
- постановка цели;
- ценностно-смысловое самоопределение;
- общее форматирование технологии;
- осуществление предварительной социализации.
Непосредственная реализация технологии:
- уточнение основных аспектов технологии (цель, задачи, функции, план работы, число участников и т.д.);
- поэтапное выполнение всех запланированных действий;
- корректировка хода технологии (ее проекта), действий участников и т.д.;
- внутренняя оценка полученного продукта технологии;
- представление окончательных результатов и осуществление их внешней экспертизы.
Рефлексия:
- выявление соответствия полученных результатов и запланированных;
- определения качества полученного продукта технологии;
- выявление качества совместной деятельности участников технологии и их взаимоотношений в процессе работы;
- определение перспектив использования полученного в ходе технологии продукта.
Послепроектный:
- апробация;
- распространение полученных результатов и продуктов технологии;
- определение и выбор вариантов возможного продолжения или расширения технологии.
Каждый этап технологии имеет равную значимость в педагогическом процессе. Это связано с тем, что любой из этапов выступает как часть образовательного процесса, в рамках которого формируются ценности, нормы и установки личности учащегося, осуществляется развитие коммуникативных и творческих качеств. Успешность реализации технологии во многом зависит от комплексности применения данных этапов и процедур, использования адекватных приемов и способов.
Эффективность реализации технологии проектирования педагогического процесса зависит от профессионализма и мастерства педагога. Каждый педагог должен владеть различными технологиями проектирования педагогического процесса, а также навыками научного исследования. Значимость исследования определяется тем, что оно направлено на решение определенной проблемы, имеющей место в работе педагогической системе, в воспитательно-образовательном процессе, взаимодействии между педагогом и учащимися, и т.д. Кроме того, противоречия могут существовать между компонентами педагогической системы, результатами и заказом общества (государства), между взаимодействием образовательной организации и окружающей среды, затратами сил субъектов педагогического процесса и результатами и т.д.
Таким образом, технология проектирования педагогического процесса, требует от педагога профессионализма, мастерства и владения навыками реализации различного рода технологий и видов исследования.