Технология концентрированного обучения- это способ организации учебно-воспитательной деятельности, ориентированной на более объемное и глубокое изучение учебной дисциплины посредством разделения занятия на составные блоки, уменьшения количества учебных предметов, которые изучаются в течение одного дня, либо учебной недели.
При данной форме обучение осуществляется изучение одной учебной дисциплины или взаимосвязанных по предметному содержанию дисциплин в течение определенного временного периода.
Разработка этой технологии была нацелена на повышение качества и эффективности обучения и воспитания. Построение учебно-воспитательного процесса базируется на закономерностях функционирования естественных психологических процессов.
Технология «погружения», как ведущая форма концентрированного обучения
Технология «погружения» была разработана в 80-е годы 20-го столетия на основе теоретических концепций М.П. Щетинина. Именно им был рассмотрен способ организации обучения в форме погружения, базирующийся на принципе длительного изучения одного или нескольких сходных дисциплин.
Модели организации обучения в форме «погружения» были в дальнейшем усовершенствованы и предложены их новые вариации. Например, была создана модель погружения в сравнение, в культуру, в образ, метапредметные погружения, эвристические, выездные.
Концепция «погружения», разработанная Щетининым включает в свой состав следующие элементы:
- Обязательное чередование диаметрально противоположных дисциплин, с целью равномерного распределения нагрузки на мыслительные процессы;
- Сохранение единства в содержании учебных программ при выборе разнообразных форм и методик организации обучения;
- Разность потенциалов в знаниях учащихся, что открывает возможности реализации процесса взаимного обучения;
- Систематическое и структурированное преподнесение знаний;
- Планирование учебных занятий и проведение проверки их протекания посредством совместной деятельности педагога с учащимися.
Щетинин уделял особое внимание созданию условий и построению образовательных программ таким образом, чтобы обеспечить равномерную нагрузку на оба полушария головного мозга. Неравномерность нагрузки отрицательно сказывается на состоянии здоровья учащихся, снижает их познавательную активность и возможности усвоения материала. На этой идее и была развита теория «погружения», являющаяся особым способом познания.
Технология погружения достаточно быстро завоевала популярность, однако, она имеет и некоторые существенные недостатки.
Если учащиеся по каким–то причинам пропускают занятия, особенно, если это происходит в течение нескольких дней, то это приводит к серьезному отставанию в учебе и затруднениям в самостоятельном изучении, пройденного материала, поскольку он громадный по объему и не всегда простой по содержанию.
Применение концепции «погружения» в учебно-воспитательном процессе не подкреплено соответствующей учебной литературой, пособиями. Это связано с тем, что система обучения ориентирована на классно-урочное обучение, и учебная литература подстраивается под нее. В результате, применение учебников практически ликвидируется, что не развивает самостоятельность работы с литературными источниками информации.
Технология «погружения» была рассмотрена в дальнейшем другими учеными. Р.М. Грановская дала ее более объемное и детальное описание. Она рассматривала погружение, в качестве методики организации учебного процесса с применением приемов расслабления, внушения и игры. С ее точки зрения, методика погружения базируется именно на внушении т.е. влиянии на психическую сторону личности, в результате которого акцент делается не на осознанное, логическое мышление, а на раскрытие творческих способностей личности.
Таким образом, можно сказать, что технология «погружения» базируется на трех ведущих принципах:
- Проведение занятия в удовольствие учащимся, их расслабление на нем.
- Принцип единства сознательного и подсознательного.
- Принцип двусторонней связи в процессе протекания учебно-воспитательного процесса.
Функциональная роль технологии концентрированного обучения
Применение технологии концентрированного обучения предполагает организацию учебно-воспитательного процесса в непрерывном темпе, с сохранением целостности процесса познания. Процесс обучения при этом, ориентируется на развитие навыков самостоятельности, ответственности за свою деятельность и поступки, формирование способностей практического применения, усвоенных знаний и развитие творческой активности личности.
Методы и способы обучения, применяемые в концентрированной технологии характеризуются разнообразием. Они учитывают динамику развития, работоспособность, целевое назначение освоения учебного материала, его содержание.
Применение технологии концентрированного обучения создает благоприятную среду для интеграции теории и практики, синтеза знаний и навыков.
Функциональное значение технологии сводится к выполнению ею следующих функций:
- Информационная – передача учащимся тщательно отобранного и структурированного учебного материала.
- Мировоззренческая – направленность учебно-воспитательного процесса на формирование идеология, мышления учащихся.
- Методическая – осуществление управления и координации познавательной деятельностью учащихся.
Применение данной технологии в обучении позволяет связать в единую систему все компоненты учебно-воспитательного процесса и мотивировать учащихся к познанию и обучению.
Учебные программы воспринимаются усваиваются учащимися в прочной и углубленной форме, посредством изучения целостных, готовых информационных блоков.
Учебно-воспитательная работа строится на основе создания условий, ориентированных на длительное и тесное сотрудничество между педагогом и учащимися, создание комфортного психологического климата.