Социализация - это процесс усвоения опыта жизнедеятельности предыдущих поколений, формирование знаний о нормах социального взаимодействия, их принятие и соблюдение, а также нахождение своего места в социальной среде.
Социализация является процессом личностного становления и развития. Она реализуется во взаимодействии с окружающей социальной средой, в отношениях и связях индивида с обществом. Личностью индивид становится в социальной среде. Потому, полноценное развитие личности невозможно без процесса социализации.
Социализация сложна и длительна. Каждый индивид проходит ее по-разному. Особое внимание следует уделять в данном процессе детям с ОВЗ. Их включение в социальное пространство является сложным, но необходимым процессом. Оно стимулирует к развитию личности индивида с ограниченными возможностями.
Детям с ОВЗ нужна особая подготовка для включения в социальное пространство. Инклюзивное образование является приоритетной формой реализации социального становления личности ребенка с ОВЗ. Она помогает внедрить детей в социальный мир и сделать их его частью.
Инклюзивное образование – это образование, основанное на включение в учебный процесс нормально развитых детей и детей с ОВЗ.
Данный вид образования позволяет учащимся с ОВЗ почувствовать себя полноценными участниками обучения и овладеть элементарными знаниями и навыками социальной жизнедеятельности.
Инклюзия в образовании помогает объединить всех детей, независимо от уровня их развития. Это формирует навыки самостоятельной жизнедеятельности у детей с ОВЗ, преодолеть трудности в общении и почувствовать себя значимым членом социума, равноправным и ответственным гражданином.
Виды социализации
Как правило, каждый ребенок проходит несколько этапов вхождения в социальное пространство и установления с ним взаимодействия. Эти этапы именуются видами социализации личности. Выделяют следующие виды социализации:
- Первичная социализация. Она связана с получением ребенком первых знаний об устройстве общества, понимаем основ его устройства и законов функционирования. Данная социализация проходит от рождения до взрослого возраста.
- Вторичная социализация. Она связана с усвоением новых понятий и принятием новых норм поведения. Она происходит уже во взрослом возрасте, когда идет столкновение с новыми шаблонами поведения, которые отражают поведение взрослого человека. Этот этап начинается со взрослого возраста и длиться в течение всей жизни человека.
Помимо данных видов социализации, отражающих этапы социального становления личности, существуют еще такие виды, как:
- Гендерная социализация – усвоение социальных норм, присущих конкретному полу;
- Групповая социализация – социальное становление в рамках отдельной социальной группы т.е. принятие норм и ценностей конкретной социальной среды;
- Трудовая социализация – усвоение норм социального взаимодействия в трудовой сфере.
Социализация является важным направлением работы учебного заведения. Она реализуется в разных формах работы и предполагает включение разных мероприятий социальной направленности в учебную и внеурочную деятельность.
Формы социализации учащихся
Социальный компонент включается в учебный процесс посредством следующих мероприятий:
- Использование ИКТ на уроках и во внеурочной деятельности. Информационные технологии позволяют сделать учебный процесс более продуктивным. Учащиеся становятся активными субъектами обучения, заинтересованными в получении знаний и навыков. Современный учащийся должен владеть информационными знаниями и культурой информационного взаимодействия. Икт способствуют этому развитию. Кроме того, информационная культура является фундаментом развития самообразовательных навыков. А способность к самообучению и саморазвитию является важным аспектом социального становления личности.
- Проектная деятельность. Проекты, как правило, реализуются как работа в мини-группах. Это позволяет объединить учащихся, сформировать у них навыки взаимодействия, командного общения, дух сотрудничества. Проектная деятельность выступает уникальным механизмом адаптации и формирования личностного опыта. Учащиеся формируют навыки отстаивания своей позиции, выражения мнения и вырабатывают общую позицию в мире людей.
- Исследовательская деятельность. Она используется на уроках и во внеурочной деятельности. Ее основная задача, как формы социализации, состоит в формировании основ гражданской ответственности личности и правового сознания, толерантности и активной жизненной позиции. Все эти качества необходимы для успешного социального становления личности.
- Проведение внеклассной работы по темам социальной ответственности и компетентности. Занятия проходят в форме лекций, бесед, дискуссий, ролевых игр, викторин. Учащиеся познают социальные нормы поведения и расширяют свои знания об обществе и законах его функционирования.
- Трудовая деятельность учащихся. Учащиеся приобщаются к трудовому процессу. Осуществляется озеленение территории школы, организуются субботники, проводятся классные часы на темы трудовой деятельности и ее важности. Все это воспитывает трудолюбие, формирует потребность в трудовой деятельности, что является важным социальным качеством личности.
- Организация конкурсов и выставок работ учащихся. Проводятся выставки работ по разным направлениям: художественное творчество, конструирование, создание портфолио, семейное древо. Также, проводятся конкурсы чтецов, музыкальных исполнителей, танцоров, дизайнеров и т.д.
Направления социализации учащихся с ОВЗ
Для целей социализации предусматриваются два приоритетных направления работы учебного заведения:
- Предметна-профессиональная адаптация учащихся. Она связана с развитием трудовых навыков и включением учащихся в трудовой процесс. Реализуется данное направление разными формами работы и трудового воспитания, предусмотренными образовательной программой учебного заведения.
- Социально-психологическая адаптация учащихся. Она связана с включением учащихся в коллектив сверстников, организацией их межличностного взаимодействия.
Рисунок 1. Условия для успешной социализации детей с ОВЗ. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ