Сущность технологии исследовательской деятельности детей дошкольного возраста
Педагогическая технология — это определенная система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запланированная во времени и пространстве, подразумевающая получение конкретного результата.
В настоящее время одной из наиболее популярных и востребованных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста является технология исследовательской деятельности.
Технология исследовательской деятельности – это особенный вид интеллектуально-творческой деятельности, который порожден в результате функционирования механизмов поисковой активности и построен на базе исследовательского поведения детей.
Исследовательская деятельность дошкольников представляет собой определенный вид культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий его мир. Например, наблюдение за демонстрируемыми педагогом опытами; самостоятельное выполнение разнообразных практических упражнений и т.п.
Цель исследовательской деятельности дошкольников – формирование основных ключевых компетенций, способностей к исследовательскому типу мышления.
Цель исследовательской деятельности детей дошкольного возраста является единой для всех возрастных этапов, в то время как задачи специфичны для каждого возраста.
Задачи исследовательской деятельности дошкольников:
Младшего дошкольного возраста:
- вхождение в проблемную игровую ситуацию;
- активизация желания находить методы, средства и пути решения поставленной проблемной ситуации;
- формирование и развитие начальных предпосылок поисковой деятельности.
Старшего дошкольного возраста:
- формирование необходимых предпосылок для осуществления успешной поисковой деятельности и проявления интеллектуальной инициативы
- развитие у детей умения самостоятельно определять задачи, необходимые для решения, определять методы и средства их решения;
- формирования умения самостоятельно использовать необходимые методы, средства и приемы для решения поставленных задач;
- развития умения пользоваться специальной терминологией, с целью ведения конструктивной беседы в процессе исследовательской деятельности.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности
Тематика исследовательской деятельности детей дошкольного возраста:
- Фантастика – темы, связанные с исследованием фантастических, несуществующих объектов и явлений.
- Эмпирические – темы, которые предполагают самостоятельное проведение экспериментов и наблюдений за ними.
- Теоретические – темы, которые ориентированы на организацию работы по исследованию определенных материалов и фактов, их анализ и обобщение.
Правила выбора темы исследовательской деятельности дошкольников:
- тема должна быть интересна детям;
- тема должна быть понятна и доступна детям для понимания и изучения;
- тема должна нести в себе реальную пользу для участников исследования, в плане их развития, воспитания и обучения;
- в теме необходим элемент необычности и неожиданности;
- тема предполагает относительно быстрое выполнение и получение конечного результата.
Методы и приемы организации исследовательской деятельности дошкольников:
- эвристическая беседа;
- постановка и последующее решение определенного проблемного вопроса или ситуации;
- разные виды и типы наблюдений;
- моделирование ситуаций;
- разнообразные опыты;
- фиксация полученных в ходе опытов, наблюдений, экспериментов и иной деятельности, результатов;
- погружение в проблемную ситуацию;
- художественное слово;
- игровая деятельность: разные виды игр, творческие ситуации и т.д.;
- трудовые поручения и действия.
Содержание исследовательской деятельности
Содержание исследовательской деятельности детей дошкольного возраста включает в себя:
- Организованные опыты и эксперименты.
- Исследование состояния и превращения веществ.
- Исследование движения воды, воздуха.
- Исследование свойств минералов и почвы.
- Исследование условий жизни растений.
Правильно организованная исследовательская деятельность, способствует освоению детьми окружающего мира, его явлений и особенностей. Дети учатся познавать, исследовать и открывать что-то новое, понимать его значимость в жизни человека. Кроме того, исследовательская деятельность позволяет детям самовыражаться, думать, пробовать, решать и экспериментировать.
Структура исследовательской деятельности дошкольников:
- Определение темы исследования и постановка проблемы.
- Формулировка цели, задач и гипотез исследования.
- Осуществление поиска возможных методов, средств и приемов для решения проблемы.
- Сбор необходимого материала.
- Обобщение и анализ полученных данных.
- Подготовка полученных результатов исследования к их защите (презентации, сообщение, доклад и т. д.).
- Непосредственная защита.
Исследовательская деятельность детей дошкольного возраста предусматривает последовательное прохождение следующих этапов:
- Дети младшего дошкольного возраста: ознакомление детей с водой и ее основными свойствами. Работу необходимо проводить до тех пор, пока ребенок не будет способен перейти из наблюдателя в исследователи (самостоятельно наливать, переливать и измерять).
- Средний дошкольный возраст – дети данной возрастной категории испытывают потребности в экспериментировании, в результате которого они смогут получить конкретный результат. Действия детей среднего возраста более точные, обдуманные и целенаправленные. Кроме того, дети во время исследовательской деятельности учатся задавать вопросы: «Как это сделать?».
- Старший дошкольный возраст: в результате данного этапа дети проявляют желание постоянно обращаться к воспитателю с просьбами: «Давайте сделаем так», «Давайте посмотрим, что будет, если … ». На занятиях сравнивают два состояния одного и того же объекта и находят не только разницу, но и сходство где дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами делают необходимые выводы.