Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Современные образовательные технологии в дошкольном образовании

Понятие и виды педагогических технологий

Определение 1

Технология – это некоторый набор приемов, которые используются в каком-либо деле, мастерстве или искусстве.

Определение 2

Педагогическая технология – это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и структурирование форм, методов и приемов обучения, иными словами, она представляет организационно-методический инструментарий педагогической деятельности.

Перечень современных образовательных технологий выглядит следующим образом:

  • технологии здоровьесбережения;
  • проектная деятельность;
  • исследовательская деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • технология личностно-ориентированного образования;
  • портфолио;
  • ТРИЗ;
  • предметно-развивающая среда.

Технологии здоровьесбережения

Цель здоровьесберегающей технологии – обеспечить для ребенка возможность сохранить свое здоровье, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни.

Здоровьесберегающие технологии включают все аспекты влияние педагога на здоровье детей на разных уровнях – от информационного до психологического.

В ДОУ выделяют четыре группы здоровьесберегающих технологий:

  • сохранение и стимулирование здоровья;
  • обучение здоровому образу жизни;
  • коррекционная работа;
  • просветительская работа с родителями.

Чтобы создать в ДОУ педагогические условия здоровьесбережения детей, организуют разные типы деятельности детей в форме игр, выстраивают образовательный процесс в виде модели культуры здоровья, оснащают деятельность детей оборудованием и игрушками, помогающими познакомиться со здоровым образом жизни и узнать о его необходимости.

Вся работа по сдоровьесбережению должна осуществляться на протяжении года комплексно, в ней должны принимать участие не только воспитатели, но и медицинские работники, педагог по физкультуре и родители.

«Современные образовательные технологии в дошкольном образовании» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Проектная деятельность

Цель проектной деятельности – развить и обогатить социально-личностный опыт личности через включение ее в межличностное взаимодействие.

Педагоги, активно применяющие проектные технологии в работе с дошкольниками, говорят о возможности лучше узнать воспитанников, их внутренним мир, если организовать работу в детском саду в соответствии с одним из типов проектов.

Типы учебных проектов:

  • игровые – занятия для детей, участие в групповой деятельности, включающее игры и народные танцы, драматизации и разнообразные развлечения;
  • экскурсии – направлены на изучение проблем, которые связаны с окружающей природой и жизнью общества;
  • повествовательные – разрабатывая которые дети учатся передавать свои впечатления и чувства устно, письменно, вокально, художественно и музыкально;
  • конструктивные – нацелены на создание конкретных полезных продуктов, например, сколотить скворечник, разбить клумбу.

Технология исследовательской деятельности

Цель исследовательской деятельности детей в ДОУ – формирование основных ключевых компетенций, способностей к исследовательскому мышлению.

Основными методами и приемами организации экспериментально-исследовательской деятельности являются:

Информационно-коммуникативные технологии

Мир, в котором проходит развитие современного ребенка, существенно отличается от мира, в котором росли его родители. Это обуславливает ряд новых требований к дошкольному воспитанию в качестве первого звена непрерывного образования, то есть образования, использующего современные информационные технологии.

Информатизацией общества перед дошкольными педагогами ставятся следующие задачи:

  • соблюдать требования времени;
  • быть для детей проводником в мир современных технологий;
  • стать наставником в процессе выбора компьютерной программы;
  • формировать базис информационной культуры его личности;
  • повышать профессионализм педагога и компетентность родителей.

Решение этих задач нельзя представить без актуализации и пересмотра всех направлений работы ДОУ в рамках информатизации.

Личностно-ориентированная технология

В центре личностно-ориентированных технологий дошкольного образования лежат черты детской личности, обеспечение комфортных условий в семье и ДОУ, безопасные и комфортные условия ее развития, реализацию имеющегося природного потенциала.

Личностно-ориентированную технологию реализуют в развивающей среде, которая соответствует требованиям содержания новых образовательных программ.

Личностно-ориентированные технологии включают самостоятельные направления:

  • гуманно-личностные технологии – направлены на оказание помощи ребенку с некоторыми особенностями здоровья, во время адаптации к условиям ДОУ;
  • технология сотрудничества – предполагает демократизацию ДОУ, равенство отношений педагога и детей, партнерство в системе «ребенок-взрослый».

Технология портфолио дошкольника

Определение 3

Портфолио – это копилка личных достижений ребенка в разных типах деятельности, его успехов, положительных эмоций; возможность повторно испытать приятные моменты своей жизни, то есть своеобразный маршрут развития ребенка.

Портфолио выполняет ряд функций:

  • диагностика – фиксация изменений роста за определенный промежуток времени;
  • содержание – раскрытие всего спектра выполняемых работ;
  • рейтинг – демонстрирует диапазон умений и навыков ребенка.

Портфолио педагога

Каждый педагог должен иметь подборку своих успехов, в которых отражены все радостные и интересные действия педагогической деятельности. Портфолио помогает в учете результатов, достигнутых педагогом в различных типах деятельности, что представляет альтернативную форму оценки профессионализма и результативности работы педагога.

Игровые технологии предполагают развитие интереса к обучению и выполнению учебных занятий. Чтобы реализовать такой подход, следует включать в образовательные технологии четко обозначенную и пошагово охарактеризованную структуру игровых заданий и разнообразных игр, чтобы у педагога была уверенность в полученном результате.

Технология ТРИЗ имеет главной целью сформировать у детей творческое мышление, то есть воспитать творческую личность, подготовленную решать нестандартные задачи в разных областях деятельности.

Интегрированное обучение предполагает активное использование межпредметных связей, которыми предусмотрено только эпизодическое включение материалов других предметов.

Технология создания предметно-развивающей среды предполагает, что среда, в которой находится ребенок, значительно влияет на темп и характер его развития, поэтому может быть рассмотрена в качестве фактора личностного развития.

Построение предметно-развивающей среды – это внешние условия педагогического процесса, которые позволяют организовывать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдением взрослого.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 06.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot