Технологии специального образования
Специальное образование – это ряд специальных образовательных программ и методов обучения, технических средств, медицинских, психологических, социальных и других услуг, помогающих лицам с ограниченными возможностями овладевать общеобразовательными и профессиональными образовательными программами.
Современному обществу характерно стремительное изменение темпов жизни, технологий, лавинообразный информационный рост, усложнение условий трудовой деятельности и социальной работы. Задача специального педагога – создать модель обучения детей с ОВЗ, при которой каждый обучающийся проявляет механизм компенсации имеющегося у него дефекта, на основании чего возможна его интеграция в жизнь современного общества.
Выделяют несколько современных технологий, элементы которых могут применяться на уроках в коррекционных классах и школах:
- разноуровневое обучение;
- коррекционно-развивающие технологии;
- проблемное обучение;
- проекты;
- личностно-ориентированное обучение;
- игры;
- информационно-коммуникационные технологии;
- нравственные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
Разноуровневое обучение – это организация учебного процесса таким образом, что реализуются несколько уровней обучения, не ниже базового, на основании способностей и индивидуальных особенностей личности каждого ученика. Цель данной технологии – помочь всем школьникам овладеть базовым уровнем знаний и умений и получили возможность дальнейшего развития.
Проблемное обучение предполагает выдвижение перед детьми проблемы, интересной и значимой каждому ребенку. Создание мотивации предполагает особый творческий подход к каждому ребенку, педагог должен просчитать и предвидеть его особенности.
Игровые технологии делают учебный процесс увлекательным для всех детей, помогают школьникам проявлять активный познавательный интерес. Игровые технологии могут использоваться и в проведении целого урока, и на этапе закрепления, повторения и обобщения материала. Игры на уроках помогают пополнить, углубить и расширить знания, представляя средство всестороннего развития детей, их умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывают положительные эмоции, наполняют жизнь класса интересным содержанием, способствует самоутверждению ребенка.
Информационные технологии, самым распространенным видом которых выступают мультимедийные презентации. Подготовка презентация является серьезным, творческим процессом, каждый элемент которого должен быть подробно продуман и подстроен под восприятие учеником.
Нравственное воспитание – технология, способствующая становлению, развитию и воспитанию в детях благородного человека, через раскрытие его личностных качеств. Развитие самовоспитания и правильного отношения учениках к своим ровесникам.
Здоровьесберегающие технологии должны обеспечивать школьникам возможность сохранять свое здоровье. Важной составляющей данной технологии выступает рациональная организация урока учителем.
Методы коррекционного обучения
Выделено несколько типов классификаций методов обучения:
Классификация в соответствии с методами работы ученика и учителя:
- способы преподавания, включающие рассказ, беседу, объяснение, то есть приемы, ведущую роль в которых выполняет учитель. Задача ученика сведена к пониманию, запоминанию и воспроизведению преподаваемого материала;
- способы учения, состоящие из упражнений, самостоятельных и практических работ, то есть приемов, ведущая роль в которых отведена учащимся, а учитель только контролирует процесс усвоения знаний, помогает и поправляет учеников.
Классификация Лернера И.Я. и Скаткина М.Н. базируется на внутренних характеристиках мыслительной деятельности учеников.
- Классификация Есипова Б.П. базируется на выполняемой учебной задаче на определенных типах уроков. Любая учебная задача достигается определенным методом.
Классификация, основанная на характере познавательной деятельности, сегодня является самой распространенной, она включает:
- словесные методы – основная форма общения педагога и учеников;
- наглядные методы;
- практические методы.
Словесные методы изложения учебного материала – наиболее важные в преподавании в коррекционной школе. Словесные методы помогают установить контакт между педагогом и учениками, что оптимизирует процесс усвоения знаний. Слово учителя – образец устной речи для учеников, углубляют понимание речи окружающих, расширяет словарный запас детей.
В коррекционной школе к рассказам предъявляют ряд требований: в первую очередь, рассказ должен быть четко определен по теме и содержанию. Рассказ будет легче запоминаться и усваиваться, если вся информация будет объединена единой задачей. Излагать рассказ необходимо последовательно и систематично. Эмоциональность для рассказа также важна. Необходимо соответствие конкретной ситуации, недавно произошедшим событиям и психологическим особенностям учеников. Четкость структуры - обязательная характеристика рассказа в коррекционных классах и школах.
Иными словами, в специальном образовании почти всегда применяют сложную структуру из нескольких методов и приемов работы, чтобы достичь максимальный коррекционно-педагогический эффект. Комбинация таких сочетаний с их соответствием определенной педагогической ситуации определяет специфику процесса специального образования. Можно сказать, что специальный образовательный процесс протекает с использованием специальных образовательных, коррекционно-педагогических технологий, а не просто основан на применении отдельных сочетаний методов и приемов работы.