Педагогическая задача – это процесс осмысления складывающейся педагогической ситуации с целью ее преобразования и последующего перевода на новый уровень.
Характеристика и сущность педагогической задачи
В процессе педагогической деятельности каждый педагог решает множество разнообразных задач – воспитательные, образовательные и обучающие задачи. То есть педагогическая деятельность представляет собой процесс решения бесконечного числа педагогических задач.
Педагогическая деятельность состоит из логической цепи последовательных педагогических ситуаций, которые создаются как педагогом, так и учащимися. Создание данных ситуаций может быть, как организовано специально, так и спонтанно. Например:
Прозвенел звонок, все учащиеся готовы к уроку, а один ученик опоздал. При проверке домашнего задания было установлено, что два ученика его не выполнили.
Один из учащихся постоянно выкрикивает на уроке, перебивает одноклассников во время ответов.
Педагогические задачи не всегда представлены конфликтами, но они всегда содержат в себе противоречие между ожиданием и реальностью. Данные ситуации педагог осознает и формулирует из них конкретные задачи, которые могут быть различного характера:
- Стратегические – направлены на рассмотрение вопроса как правильно и целесообразно воспитывать у учащихся чувство организованности и ответственности.
- Тактические – направлены на разработку средств контроля и учета уровня знаний, активизации познавательной деятельности учащихся на учебных занятиях.
- Ситуативные – предусматривают правила реагирования и поведения в различных конфликтных и спорных ситуациях.
Постановка и решение педагогических задач зависит от профессионализма и мастерства педагога.
Мастерство педагога – это умение переформулировать сложившуюся педагогическую ситуацию в педагогическую задачу, в результате чего происходит перенастройке отношений между субъектами педагогического процесса и приближение к поставленной образовательной цели.
В том случае, если педагог игнорирует ситуацию, то она может не стать педагогической задачей. То есть ситуация будет приниматься, но она не будет решаться. Например, при шуме в классе педагог устанавливает тишину и дисциплину окриком, то есть он не разбирается в причине возникновения шума и не устраняет её
Таким образом, возникновение педагогической задачи из ситуации происходит в условиях целенаправленной педагогической деятельности.
Педагогическая ситуация + Цель = Педагогическая задача
Каждая педагогическая задача может иметь несколько решений, эффективность которых зависит от направленности педагогического процесса, знаний педагога, его умений и навыков в области владения педагогической техникой.
Педагогическая задача возникает в следующих случаях:
- Возникла необходимость перевода учащегося из одного состояния в другое: приобщение к конкретным видам знаний, формирование умений и навыков.
- Возникла потребность перевести одну систему ЗУН в другую.
Таким образом, педагогическая задача понимается как определенного рода система, представляющая собой один из основных элементов педагогического процесса.
Структура педагогической задачи представлено рядом обязательных элементов – педагоги, дети (учащиеся или воспитанники), содержание и средства обучения.
Итак, педагогическая задача понимается как осмысленная педагогическая ситуация, в которую педагогом внесена конкретная педагогическая цель, требующая от учащихся проявления познания и преобразования действительности.
Специфика педагогической задачи
Специфика педагогической задачи заключается в ее воздействии, которое обуславливает переход из исходного состояния в необходимое (требуемое). По мнению педагогов, решенная педагогическая задача перестает быть задачей. Однако, данное понимание сущности решения традиционных задач недопустимо для переноса на педагогические задачи. Это связано с несколькими факторами:
- Педагогическая задача, при ее возникновении, в отличие от традиционной задачи решается одновременно двумя сторонами, являющимися субъектами педагогического процесса. Например, учащиеся систематически не выполняет домашнее задание, для решения данной задачи необходимы усилия и педагога, и учащегося.
- Решение педагогической задачи не оканчивается просто переводом ее предмета в нужное состояние, от педагога требуется осуществление рефлексии процесса решения. Например, разрешение педагогической задачи с невыполнением домашнего задания. При рефлексии решения данной задачи педагог осуществляет анализ собственной деятельности и деятельности учащегося. На основании проведенной рефлексии формулируются выводы и ставятся последующие педагогические задачи.
- Необходимо обязательно учитывать диалектическую связь педагогической задачи с учебными задачами. Это необходимо, так как успешность решения педагогической задачи во многом зависит и определяется успешностью решения учебной задачи, стоящей перед учащимся (воспитанником).
Таким образом, педагогические задачи могут быть решены только при осуществлении руководства со стороны педагога активной деятельностью учащихся.
Специфика педагогической задачи заключается в том, что при осуществлении ее анализа, не допустимо полностью абстрагироваться от личностной характеристики субъектов процесса обучения, которые заняты в ее решении. Это связано с тем, что предмет педагогической задачи совпадает с одним из ее субъектов, а именно с учащимся. Кроме того, нельзя не учитывать и средства, используемые для решения педагогических задач. Объясняется это тем, что они могут быть внутренними, свойственными каждому конкретному субъекту, осуществляющему их решение, а также внешним, не характерным для данного субъекта, но, тем не менее используемыми им.