Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Уровни и структура педагогических технологий

Сущность и аспекты педагогической технологии

Определение 1

Педагогическая технология – это комплекс различных методов, приемов, средств воспитательного и образовательного воздействия, применяемых в качестве основы организации эффективного учебно-воспитательного процесса.

Педагогическую технологию можно охарактеризовать, как модель, тщательно разработанную и направленную на организацию тесного взаимодействия между участниками педагогического процесса, с целью выполнения ими учебных и воспитательных целей и задач.

Применение педагогической технологии позволяет создать комфортную обстановку реализации учебно-воспитательного процесса, в которой будут продуктивно работать педагог и учащийся. Иными словами, можно сказать, что педагогическая технология представляет собой процесс, системного характера, объединяющий инструментарий, методологию, порядок функционирования всех процессов и средств, используемых для достижения целевого назначения образовательного процесса.

Понятие педагогической технологии может быть рассмотрено с тех основных аспектов:

  1. Научный аспект – рассматривает педагогическую технологию, как составной элемент системного процесса педагогической науки, занимающийся постановкой целей, определением содержания и методов, форм организации учебного процесса.
  2. Процессуально-описательный аспект – предназначен для создания алгоритма прохождения процессов обучения и воспитания, разработки проектов и планов учебно-воспитательной деятельности.
  3. Процессуально-действенный аспект – рассматривает педагогическую технологию, как способ практического осуществления педагогического процесса, путем реального функционирования всех личностных, инструментальных, материальных и технических средств.

Педагогическая технология функционирует на основе применения дидактических процессов, выбора оптимальных условий их реализации и средств обучения.

Вертикальное и горизонтальное строение педагогической технологии

По своему устройству, педагогические технологии могут иметь два типа строения:

«Уровни и структура педагогических технологий» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти
  • Вертикальная структура.
  • Горизонтальная структура.

При вертикальном построении педагогической технологии выделяют четыре взаимосвязанных и взаимозависимых группы педагогических технологий:

  1. Метатехнологии – это общепедагогические технологии, охватывающие организацию всего процесса образования.
  2. Макротехнологии – это технологии, связанные с деятельностью одной из отраслей образования. Например, сюда входит технология преподавания определенной дисциплины, технология компенсирующего обучения.
  3. Мезотехнологии – это технологии, направленные на реализацию отдельных компонентов учебно-воспитательной работы или решение частных задач дидактического и методического направления учебно-воспитательного процесса. К примеру, технология организация урока, преподнесения темы, проведения текущей проверки знаний.
  4. Микротехнологии – технологии ориентированные на решение текущих небольших задач учебно-воспитательной работы.

При горизонтальном построении педагогических технологий организация учебно-воспитательного процесса реализуется, исходя их трех аспектов, определяющих сущность технологии. Иными словами, педагогическая технология может функционировать в качестве научного направления, являясь разделом педагогической теории и, проводящей исследования в области поиска оптимальных путей обучения и воспитания, в качестве алгоритма организации процессов обучения и воспитания и непосредственного учебно-воспитательного процесса, направленного на практическую реализацию образовательных целей и задач.

Замечание 1

Горизонтальные технологии могут строиться на базе комплексного взаимодействия всех трех аспектов, либо на частичном взаимодействии аспектов, или же, на основе только одного аспекта.

Структурные компоненты педагогической технологии

Любая педагогическая технология должна включать в свой состав следующие элементы:

  • Содержание технологии. В нем отражаются комплексные знания о способах достижения целевого назначения учебно-воспитательной работы, продуктивной реализации учебно-воспитательных направлений деятельности, дидактическая сущность обучения, его содержание, методы и приемы учебной и воспитательной работы, сведения о профессионализме и квалификации педагогического состава и отдельных педагогов, специфике коллектива учащихся и личностного развития каждого из них, информация об уровне интеллектуального развития и способностях учащихся, инструменты, применяемые для реализации управленческих и контрольных функций педагогической работы. Основными компонентами этой части являются: концептуальная база, цели и задачи обучения, содержание программ обучения и воспитания;
  • Процессуальный компонент. Представляет собой практическую модель ранее спроектированного учебно-воспитательного процесса, включающего организационные вопросы деятельности учащихся, связанные с формированием компетенций и координированием учебного процесса. В состав этой части входят: приемы организации, методы и формы учебной деятельности, методика и техника деятельности педагога, диагностика учебно-воспитательной работы, управление процессом обучения и воспитания.

Основные уровни педагогических технологий

В практике современного образования, реализация педагогических технологий осуществляется на трех уровнях, находящихся во взаимосвязи и соподчинении друг с другом:

  1. Общедидактический уровень – включает общепедагогические технологии, отражающие работу целостного процесса образования в стране, регионе, определенном учебном заведении, на конкретном этапе обучения. В данном случае педагогическая технология отражает сущность педагогической системы.
  2. Предметный уровень – включает педагогические технологии частного характера, отражающие частную, предметную методику реализации конкретного содержания учебно-воспитательной работы в области одной дисциплины, одного коллектива, одного педагога.
  3. Модульный уровень – применение педагогической технологии для отдельных компонентов реализации учебно-воспитательной деятельности.

Помимо этого, реализация педагогической технологии происходит с применением технологических микроструктур – частей, звеньев, приемов. Они составляют логическую последовательность, формируя тем самым единый, целенаправленный технологический процесс т.е. формируют целостную систему – педагогическую технологию.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 03.07.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot