Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Современные образовательные технологии в высшей школе

Определение 1

Образовательная технология – это способ организации эффективного и целеориентированного обучения посредством опоры на определенные принципы образовательной деятельности с использованием определенных методов и средств обучения.

Современные образовательные технологии разрабатываются педагогической наукой, исходя из потребностей социальной среды т.е. ориентируются на выполнение социального заказа.

Образовательные технологии современного общества характеризуются многообразием и вариативностью использования.

В высшей школе так же находят применение современные образовательные технологии. Рассмотрим их разновидности и особенности использования.

Технология проблемного обучения и ее применение в высшей школе

Определение 2

Проблемное обучение – это педагогическая технология, основанная на постановке проблемы и поиске оптимальных способов ее решения.

Такое обучение актуально в использовании на стадии профессиональной подготовки студентов, поскольку, проблемные ситуации готовят будущих специалистов конкретной области к принятию решений в сфере профессиональной деятельности, решению разнообразных профессиональных задач.

Технология проблемного обучения имеет свои особенности использования в образовательном процессе высшего учебного заведения:

  1. Построение учебного процесса в виде ситуаций различного рода и характера. Каждая ситуация является проблемой, требующей разрешения. В ее разрешении участвуют студенты и преподаватель;
  2. Роль педагога приобретает сторонний характер. Он не является активным участником образовательной деятельности. Он, лишь, создает учебные ситуации, озвучивает проблему и наблюдает за ходом работы студентом, поиском ими вариантов ее разрешения и направляет их работу в нужную сторону;
  3. В основе проблемы закладывается противоречие между исходным состоянием объекта исследования или ситуации, уровнем его ожидаемого развития и реальными итогами развития т.е. тем состоянием, которого достиг объект или ситуации и его отличием от ожидаемых итогов;
  4. Деятельность студентов заключается в поиске путей преодоления неопределенности, являющейся основой проблемной ситуации;
  5. Проблемное обучение предполагает выдвижение гипотез т.е. предполагаемых вариантов разрешения проблемы, их проверку, а также значимость данной проблемы и необходимость ее разрешения.
«Современные образовательные технологии в высшей школе» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

В высшем учебном заведении, технология проблемного обучения используется в следующих основных формах:

  1. Постановка проблемы педагогом и его самостоятельное разрешение в ходе объяснения новой темы занятия.
  2. Изложение лекционного материала в проблемной форме и принятие участия студентов в ее разрешении. Однако, студенты не занимаются активным поиском путей решения проблемы. Они задают вопросы, пытаются понять суть лекции, но самостоятельно не приходят к разрешению проблемы.
  3. Взаимодействие педагога и учащихся в ходе решения проблемы. Формируется специальное занятие проблемной направленности, на котором предлагается разрешение проблемы преподавателем и реализуется совместный поиск вариантов е решения.
  4. Проведение самостоятельной исследовательской работы студентов. Студенты сами выбирают проблему, требующую разрешения и проводят исследования для ее решения. Работа носит полностью самостоятельный характер.

Следует отметить, что в высшей школе использование проблемного обучения основывается на применении исследовательских, эвристических, репродуктивных методов, а также метода проблемного изложения учебного материала.

Технология модульного обучения в высшей школе

Определение 3

Модульное обучение – это образовательная технология, основанная на разделении учебного процесса на модули и их полноценном освоении с контролем знаний после изучения каждого модуля.

Данная технология основана на личностно-ориентированном подходе в обучении. Она направлена на самостоятельную познавательную работу студентов и активизацию их креативного мышления.

Модульное обучение было создано с целью полноценного освоение образовательной программы вуза. Оно предполагает поэтапную работу для полного усвоения знаний и навыков по конкретному направлению, конкретной учебной дисциплине. Основными этапами модульного обучения являются:

  1. Постановка образовательных целей. Они должны быть диагностируемыми.
  2. Проектирование содержания каждого модуля, включающее стандарты знаний усвоения учебного материала и методы их контроля.
  3. Проведение диагностики уровня развития учащихся, их исходных знаний и навыков в конкретной области. Диагностирование проводится в форме тестов.
  4. Разработка индивидуальных программ самостоятельной работы студентов на основе данных диагностирования.
  5. Проектирование учебного материала по модульному принципу и составление заданий для самоконтроля учащихся.
  6. Проведение коррекционной познавательной работы после прохождения самоконтроля.
  7. Проведение итогового контроля знаний по конкретному модулю/модулям.

Модульное обучение носит индивидуализированную направленность. Студентам предлагаются задания для самостоятельной работы, основанные на их уровне развития, способностях и потенциальных возможностях. Итоговый контроль отражает успешность самостоятельной познавательной деятельности студента и эффективность работы педагога.

Использование деловых игр в образовательном процессе высшего учебного заведения

Определение 4

Деловая игра – это образовательная технология, основанная на создании образа той или иной деятельности и имитации ее основных компонентов.

Деловая игра, используемая в качестве технологии обучения вуза, основывается на моделировании профессиональных ситуация, аспектов будущей профессиональной деятельности. Это позволяет познакомить студента с основами его профессиональной деятельности, разобраться в его сущности и значении.

Деловые игры высшей школы основываются на следующих принципах:

  • Принцип имитации профессиональной деятельности.
  • Принцип коллективной работы. Деловые игры основаны на коллективной работе с распределением ролей между членами коллектива. Каждый выполняет определенную профессиональную роль и учится сотрудничать.
  • Принцип проблемного содержания игрового действия. Он означает наличие игровых заданий, требующих коллективной работы для их разрешения.
  • Принцип целеориентированности. Деловая игра направлена на достижение игровой цели, а также дидактической.
  • Принцип совместной работы. Он предполагает совместное решение проблемы, диалоговое взаимодействие участников игры.

Деловые игры позволяет проанализировать разнообразные профессиональные ситуации и развить навыки самостоятельного принятия профессиональных решений студентами.

Дата последнего обновления статьи: 29.04.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot