Образовательная технология – это способ организации эффективного и целеориентированного обучения посредством опоры на определенные принципы образовательной деятельности с использованием определенных методов и средств обучения.
Современные образовательные технологии разрабатываются педагогической наукой, исходя из потребностей социальной среды т.е. ориентируются на выполнение социального заказа.
Образовательные технологии современного общества характеризуются многообразием и вариативностью использования.
В высшей школе так же находят применение современные образовательные технологии. Рассмотрим их разновидности и особенности использования.
Технология проблемного обучения и ее применение в высшей школе
Проблемное обучение – это педагогическая технология, основанная на постановке проблемы и поиске оптимальных способов ее решения.
Такое обучение актуально в использовании на стадии профессиональной подготовки студентов, поскольку, проблемные ситуации готовят будущих специалистов конкретной области к принятию решений в сфере профессиональной деятельности, решению разнообразных профессиональных задач.
Технология проблемного обучения имеет свои особенности использования в образовательном процессе высшего учебного заведения:
- Построение учебного процесса в виде ситуаций различного рода и характера. Каждая ситуация является проблемой, требующей разрешения. В ее разрешении участвуют студенты и преподаватель;
- Роль педагога приобретает сторонний характер. Он не является активным участником образовательной деятельности. Он, лишь, создает учебные ситуации, озвучивает проблему и наблюдает за ходом работы студентом, поиском ими вариантов ее разрешения и направляет их работу в нужную сторону;
- В основе проблемы закладывается противоречие между исходным состоянием объекта исследования или ситуации, уровнем его ожидаемого развития и реальными итогами развития т.е. тем состоянием, которого достиг объект или ситуации и его отличием от ожидаемых итогов;
- Деятельность студентов заключается в поиске путей преодоления неопределенности, являющейся основой проблемной ситуации;
- Проблемное обучение предполагает выдвижение гипотез т.е. предполагаемых вариантов разрешения проблемы, их проверку, а также значимость данной проблемы и необходимость ее разрешения.
В высшем учебном заведении, технология проблемного обучения используется в следующих основных формах:
- Постановка проблемы педагогом и его самостоятельное разрешение в ходе объяснения новой темы занятия.
- Изложение лекционного материала в проблемной форме и принятие участия студентов в ее разрешении. Однако, студенты не занимаются активным поиском путей решения проблемы. Они задают вопросы, пытаются понять суть лекции, но самостоятельно не приходят к разрешению проблемы.
- Взаимодействие педагога и учащихся в ходе решения проблемы. Формируется специальное занятие проблемной направленности, на котором предлагается разрешение проблемы преподавателем и реализуется совместный поиск вариантов е решения.
- Проведение самостоятельной исследовательской работы студентов. Студенты сами выбирают проблему, требующую разрешения и проводят исследования для ее решения. Работа носит полностью самостоятельный характер.
Следует отметить, что в высшей школе использование проблемного обучения основывается на применении исследовательских, эвристических, репродуктивных методов, а также метода проблемного изложения учебного материала.
Технология модульного обучения в высшей школе
Модульное обучение – это образовательная технология, основанная на разделении учебного процесса на модули и их полноценном освоении с контролем знаний после изучения каждого модуля.
Данная технология основана на личностно-ориентированном подходе в обучении. Она направлена на самостоятельную познавательную работу студентов и активизацию их креативного мышления.
Модульное обучение было создано с целью полноценного освоение образовательной программы вуза. Оно предполагает поэтапную работу для полного усвоения знаний и навыков по конкретному направлению, конкретной учебной дисциплине. Основными этапами модульного обучения являются:
- Постановка образовательных целей. Они должны быть диагностируемыми.
- Проектирование содержания каждого модуля, включающее стандарты знаний усвоения учебного материала и методы их контроля.
- Проведение диагностики уровня развития учащихся, их исходных знаний и навыков в конкретной области. Диагностирование проводится в форме тестов.
- Разработка индивидуальных программ самостоятельной работы студентов на основе данных диагностирования.
- Проектирование учебного материала по модульному принципу и составление заданий для самоконтроля учащихся.
- Проведение коррекционной познавательной работы после прохождения самоконтроля.
- Проведение итогового контроля знаний по конкретному модулю/модулям.
Модульное обучение носит индивидуализированную направленность. Студентам предлагаются задания для самостоятельной работы, основанные на их уровне развития, способностях и потенциальных возможностях. Итоговый контроль отражает успешность самостоятельной познавательной деятельности студента и эффективность работы педагога.
Использование деловых игр в образовательном процессе высшего учебного заведения
Деловая игра – это образовательная технология, основанная на создании образа той или иной деятельности и имитации ее основных компонентов.
Деловая игра, используемая в качестве технологии обучения вуза, основывается на моделировании профессиональных ситуация, аспектов будущей профессиональной деятельности. Это позволяет познакомить студента с основами его профессиональной деятельности, разобраться в его сущности и значении.
Деловые игры высшей школы основываются на следующих принципах:
- Принцип имитации профессиональной деятельности.
- Принцип коллективной работы. Деловые игры основаны на коллективной работе с распределением ролей между членами коллектива. Каждый выполняет определенную профессиональную роль и учится сотрудничать.
- Принцип проблемного содержания игрового действия. Он означает наличие игровых заданий, требующих коллективной работы для их разрешения.
- Принцип целеориентированности. Деловая игра направлена на достижение игровой цели, а также дидактической.
- Принцип совместной работы. Он предполагает совместное решение проблемы, диалоговое взаимодействие участников игры.
Деловые игры позволяет проанализировать разнообразные профессиональные ситуации и развить навыки самостоятельного принятия профессиональных решений студентами.