Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Систематизация и обобщение знаний

Основы систематизации и обобщения знаний

Определение 1

Систематизация и обобщение знаний – это важное направление работы в учебно-воспитательном процессе, ориентированное на развитие навыков самообразования.

Проведение уроков данной направленности носит общеметодологический характер и базируется на принципах развивающего обучения. Иными словами, для его организации применяется деятельностный подход в обучении и воспитании, исключая классическую информационную и объяснительную работу.

Применение приема систематизации и обобщения в организации учебно-воспитательного процесса позволяет структурировать полученную информацию, чтобы освоить достаточно большие ее объемы, сохранить и закрепить в сознании.

Замечание 1

Структурирование информации предполагает ее систематичное и поэтапное освоение с прослеживанием определенной логики и связей между изучаемыми объектами, процессами и явлениями. Устное и письменное изложение усвоенного материала, должно также осуществляться в логической последовательности, быть осознанным и целостным.

Систематизация необходима для лучшего и эффективного усвоения образовательных программ. При непонимании учащимися систематических связей и логики процессов и явления, взаимосвязей между теоретической учебной информацией по различным направлениям и ее взаимодействия с практикой, наблюдаются сложности с усвоением знаний, а также развитием процессов запоминания. Систематизация способствует развитию мыслительных процессов и памяти, что положительно сказывается на качестве образования в целом.

Систематизация знаний – это мыслительный процесс, основанный на формировании системы из объектов и процессов исследования, путем применения определенных приемов и принципов систематизации. Разновидностью процесса систематизации является классификация – группировка объектов по разнообразным основаниям и параметрам.

«Систематизация и обобщение знаний» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Обобщение знаний – это выявление качеств, отношений, тенденций развития, исследуемых объектов и процессов, на основе чего происходит формирование инновационных научных направлений, понятий, концепций, происходит преобразование объектов, освоения ядра знаний.

Замечание 2

Применение систематизации и обобщения способствует развитию аналитического мышления, формирует навыки абстрагирования, сравнения, проведения аналогии и конкретизации.

Целевое назначение урока систематизации и обобщения знаний

Уроки систематизации и обобщения строятся на основе принципов развивающего обучения и предполагают применение инновационных методик и форм обучения.

Такие уроки бывают нацелены на:

  1. Определение уровня знаний и навыков учащихся по той или иной тематике исследования, разделу учебной программы, курсу обучения.
  2. Формулировка обобщения знаний по дисциплине.
  3. Проведение структурирования информации по различным направлениям деятельности.
  4. Воспитание общей культуры учащихся, их эстетических качеств.
  5. Привитие навыков адекватной самооценки.
  6. Формирование пространственного мышления и развитие творческих задатков.
  7. Формирование навыков самостоятельной и коллективной работы.
  8. Развитие навыков самообучения, самоактуализации, самоанализа и самосовершенствования.

Для уроков обобщения и систематизации педагог занимается подборкой дидактического материала. Широкое распространение получило применение различных графиков, таблиц, схем, инфограмм. Они помогают составить детальное представление о тематике прохождения урока. При использовании графиков или схем, внимание учащихся акцентируется на отдельных элементах и их взаимосвязях, чтобы научить их сравнивать, сопоставлять объекты и их признаки, а также факторы, оказывающие влияние на их развитие.

Этапы прохождения урока по систематизации и обобщению

Организация урока по систематизации и обобщению информацию проходит поэтапно:

  1. Создание условий, мотивирующих учащихся к процессу познания. Этот этап занимает непродолжительный временной период – не более пары минут. Он нацелен на создание благотворного на усвоения информации психологического климата. Педагог применяет для этого различные приемы. Это может быть словесная реплика, музыкальное сопровождение, чтение стихотворения, произнесение цитат и поговорок.
  2. Актуализация знаний и выявление затруднений. На этом этапе предполагается выявление проблемы, связанной с исследованием темы. Педагог дает учащимся несколько разнородных заданий, выполнение которых будет свидетельствовать об усвоенных знаниях по данной теме или разделу. Приемами организации проверки могут быть: тестирование, составление мини-опросов, построение ассоциаций, дидактические игры, мизансцены.
  3. Определение задачи прохождения урока и планирование ее разрешения. Педагог формулирует задачи изучения конкретного материала и направить деятельность учащихся к размышлению и поиск своих проблем и недостатков в изучении информации.
  4. Практическая реализация плановых мероприятий. Необходимо провести последовательную реализацию стратегических направлений урока, чтобы освоить тему и достичь, поставленной задачи. Это может проводится в разнообразных формах и, посредством разнообразных приемов.
  5. Закрепление усвоенного материала, путем проговаривания. Учащиеся обучаются применению новых знаний на практике. Для этого составляются задания, ориентированные на систематизацию информации с учетом изменений в условиях их реализации.
  6. Самостоятельная работа по изученной теме и ее проверка. Формы и методы работы определяются в зависимости от способностей учащихся и сложности учебного материала.
  7. Проведение самоконтроля и самооценки. Учащийся должен уметь адекватно оценить усвоенную тему урока и поставить себе оценку.

Основными приемами, посредством которых осуществляется систематизация и обобщение знаний являются следующие:

  • Формирование устных и письменных ответов обобщающего характера;
  • Решение задач, которые требуют применения комплексных знаний, включающих информацию по данной тематике, так и по предметной области в целом;
  • Составление сравнительных таблиц;
  • Поиск аналогии.
Дата последнего обновления статьи: 03.08.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot