Понятие системы управления образовательной организацией
На сегодняшний день в современном обществе для реализации функции образования создана система образования, которая представлена комплексом образовательных организаций. Для того чтобы данные организации осуществляли свою деятельность согласно исходному назначению, осуществляется управление образовательными организациями.
Управление образовательными организациями осуществляется на основании Закона «Об образовании».
Управление образовательной организацией – это сложный процесс, который состоит из совокупности взаимосвязанных целей и задач, глубокого анализа осуществляемой воспитательно-образовательной работы, планирования и организации учебного процесса, выбора оптимальных и эффективных методов, форм и средств реализации педагогического процесса, а также взаимодействия между всеми участниками.
Под системой управления образовательной организацией понимают научно обоснованные действия со стороны администрации и педагогического коллектива организации, которые направлены на рациональное использование имеющихся сил, времени и материальной базы, с целью осуществления эффективного педагогического процесса, в рамках конкретной образовательной организации.
В общем же под управлением понимают систематическое и целенаправленное воздействие субъекта управленческой деятельности на социальный объект, для обеспечения эффективного функционирования и достижения поставленной цели.
Субъектом управления может быть один человек в лице руководителя организации или группа лиц, т. е. специально созданный для управления орган.
Под социальным объектом понимается общество, отдельная сфера деятельности данного общества, организация, учреждение и т.д.
Принципы системы управления образовательной организацией
Основными принципами управления образовательной организацией является:
- Принцип гуманизации образования в России. Согласно данному принципу во главе педагогического процесса стоит личность ребенка, уважение его прав и свобод, предоставление возможностей для реализации его творческого потенциала, заложенного от рождения. Принцип гуманизации подразумевает равноправие всех участников воспитательно-образовательного процесса, приоритет общечеловеческих ценностей.
- Принцип единства федерального культурного и образовательного пространства. Данный принцип предусматривает организацию воспитательно-образовательного процесса в рамках образовательных организаций не только на основании федеральных законов и положений, но и с учетом национальных и культурных особенностей того региона, где находится образовательная организация.
- Принцип соблюдения светского характера образования. На сегодняшний день в России церковь отделена от государства и не наделена никакими властными функциями. В связи с этим образование носит исключительно светский характер, то есть свободно от какого бы то ни было религиозного воздействия и влияния. Однако по желанию каждый может получить образование не только в общеобразовательной школе светского характера, но и в школе при храме или церкви, с возможностью изучения специальных предметов, связанных с религией.
- Принцип свободы плюрализма в образовании. Данный принцип предполагает необходимость воспитания у каждого ребенка свободы и ответственности. Воспитание в каждом ребенке понимания того, что действовать необходимо в соответствии с нормами и правилами, которые установлены в том обществе, где он живет.
- Принцип демократического государственно-общественного характера управления образованием. Предусматривает единение усилий общества и государства в вопросах решения проблем образовательной организации в частности и системы образования в целом.
- Принцип общедоступности и адаптированности системы образования к уровням и особенностям развития учащихся. Данный принцип предполагает обеспечение условий необходимых для усвоения культуры, истории, традиций и т.д. своего народа, его ценностей и общечеловеческих норм.
- Принцип автономности образовательной организации. Состоит в том, что каждая образовательная организация свободна в подборе и расстановке кадров, осуществлении внутренней деятельности. Главным условием является то, что данная самостоятельность не должна противоречить законодательству РФ и Уставу образовательной организации.
Таким образом, эффективность управления образовательной организацией во многом зависит от соблюдения данных принципов. Оптимальным является использование не одного конкретного принципа, а комплекса, состоящего из нескольких взаимосвязанных между собой принципов.
Функции системы управления образовательной организацией
Под функциями системы управления образовательной организацией понимают относительно обособленные направления управленческой деятельности.
Принято выделять четыре основные группы функций управления образовательной организацией:
- Функции управления, направленные на поддержание стабильного и эффективного функционирования образовательной организации.
- Функции управления, направленные на развитие образовательной организации и инновационными процессами в рамках каждой конкретной организации.
- Функции, направленные на управление функционированием и саморазвитием внутри образовательной организации.
- Функции управления, направленные на осуществление педагогического анализа, реализуемого в рамках образовательной организации воспитательно-образовательного процесса.
Таким образом, основные функции управления образовательной организацией состоят в следующем: анализ, целеполагание и планирование, организацию, руководство, контроль и регулирование.