Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Управление развитием образовательных систем

Определение 1

Образовательная система – это модель организации образовательной деятельности, включающая в себя институциональные организации, механизмы их функционирования и порядок взаимодействия в направлении достижения целей и задач образования.

Что касается управления развитием образовательных систем, то это процесс по изменению основ образовательной деятельности, преобразования ее текущего состояния и вариантов развития.

Механизмы управления развитием образовательных систем

Механизм управления развитием образовательных систем – это процесс выбора параметров управления, с учетом конкретных условий реализации управления и вариантов развития образовательной деятельности, задаваемой образовательной системой.

Существуют следующие механизмы управления развитием образовательной системой:

  1. Механизм развития активной образовательной системы. Он опирается на учет условий реализации взаимодействия между разными образовательными структурами: образовательными организациями, педагогическими кадрами, учащимися, руководящим аппаратом, сторонними организациями. Здесь же, учитывается длина циклов управления, динамика его развития, условия функционирования, уровень воздействия субъектов системы на нее и ее состояние, ее развитие, информированность управленческого аппарата.
  2. Структурный механизм развития образовательной системы. Данный механизм управления опирается на процессы образовательной системы и итоги их реализации. Их связь и взаимозависимость описывает функционирование образовательной системы. Если сказать проще, то управление развитием разделяется на управление процессами обучения, научно-исследовательской работы, методической работы, подготовкой и переподготовкой педагогических кадров, анализа образовательной деятельности, маркетингом и менеджментом образовательной деятельности на конкретном уровне образования.
  3. Адаптивный механизм управления. Он основывается на формализации функционала между управленческим процессом и состоянием образовательной системы на текущий момент. Управление должно подстраиваться под текущие потребности общества и текущий этап развития образования.
«Управление развитием образовательных систем» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Типология видов управления развитием образовательных систем

Существует следующая типология видов управления развитием образовательных систем:

  1. Выделение видов управления, в зависимости от субъектов управленческой деятельности. Так, управление может быть общественным и административным. На сегодняшний день установлен государственно-общественный тип управления развитием образовательных систем. Он включает в себя все общество, государственный аппарат, учащиеся и родители, коммерческие организации, педагоги и иные кадры образовательный организаций.
  2. Ориентация управления развитием. В этом случае определяется тип управления по направленности управленческой деятельности. Управление может носить стратегический или оперативный характер. Первый опирается на определение миссии деятельности и планирования ее реализации, а также утверждения ожидаемых результатов деятельности. второй тип предполагает управление по результатам деятельности т.е. исходя из параметров развития образовательной системы разрабатываются способы управления ею.
  3. Выбор вида управления в зависимости от показателя интегрированности управления. В данном случае акцент делается на применении инноваций в управлении. Так выделяют системное и дискретное управление. Системное управление связано с единовременным внедрением всех новшеств, а дискретное с поочередным, поэтапным использованием инноваций в управлении.
  4. Выбор вида управления, исходя из возможностей реагирования на раздражители, на изменения, требующие управленческих решений. В соответствии с этим критерием управление может быть прогностическим, т.е. работать на перспективу (коррективы вносятся в управление в ожидании изменений), а также реактивным (изменения вносятся после произошедших событий). Прогностическое управление является более продуктивным за счет снижения рисков негативного развития образовательной системы и минимизации убытков.

Ни один из типов управления развитием образовательными системами не является полностью положительным или отрицательным. Выбор типа управления зависит от исходного состояния образовательной системы, нормативных основ ее функционирования, показателей развития, ресурсного обеспечения системы.

Данные типы управления могут быть применены не к образовательной системе в целом, а к ее структурным компонентам. Например, можно выявить возможности развития образовательной организации, разработать стратегию ее существования на текущий учебный год.

Методы управления развитием образовательных систем

Управление образовательными системами и их развитием имеет свою специфику. Она заключается в поиске актуального механизма и методов управления, определении границ управляемости образовательной системы, сценариев развития событий должно быть сопоставлено с условиями непрерывно меняющихся, хаотичных внешних факторов, которые обуславливают поставку приоритетной управленческой цели, достижение которой является более значимым и важным, чем достижение отдельных параметров функционирования образовательной системы. Это обуславливает использование следующих методов управления развитием образовательных систем:

  • Управление составом образовательной системы - подготовка и переподготовка педагогических кадров;
  • Управление структурой образовательной системы – выстраивание иерархии подчинения по типу организационной структуры и определение технологии передачи управленческих решений;
  • Институциональное управление – передача управленческих полномочий определенному органу власти, который формирует для всей системы распоряжения, стратегию развития и контролирует ее реализацию;
  • Мотивационное управление – изменение потребностей и интересов субъектов управления, ориентированных на решение ими управленческих задач;
  • Информационное управление – представление данных управленческой деятельности, ориентированных на принятие управленческих решений, с учетом текущего состояния и динамики развития образовательной системы. Данный метод управления актуально применять на всех уровнях управления образовательными системами и во всех видах и направлениях управленческой деятельности данного рода.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot