Структура педагогики, как научного знания
Педагогика выступает системным научным знанием т.е. оно включает в свой состав общетеоретические понятия, категории, заложенные в основу данной науки, методы и средства познания, целевое назначение, предмет, объект, задачи науки, историю развития и связь с другими научными отраслями.
Зарождение педагогики, как науки, связано с тем, что процессы воспитания и обучения стали занимать приоритетную позицию в жизнедеятельность людей. На определенном этапе общественного развития люди поняли, что образование и воспитание определяет развитие ребенка и успешность профессиональной и иных направлений деятельности. От воспитания, во многом, зависит личностный рост, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие личности, ее социальное становление и адаптация к процессам социальной жизнедеятельности.
Образование позволяет освоить разнообразные способы деятельности, познать историю своего народа, изучить теоретические аспекты и практические навыки разнообразных направлений профессиональной деятельности, познать важность и значимость труда, освоить выполнение тех или иных трудовых операций и реализовывать их, принося обществу пользу.
Предпосылками зарождения педагогики, как научного знали, стали реальные потребности социальной сферы и постепенное выделение предмета исследования.
Педагогика представляет собой систему педагогического знания т.е. взаимосвязанные теоретические положения, концепции о воспитании и обучении, их принципах и сущности, методах, используемых в педагогической практике, реальный педагогический опыт деятельности, теоретические аспекты процессов обучения и воспитания и их развития в пространстве и во времени.
Как система педагогического знания, педагогика включает в свой состав следующие компоненты:
- Общая педагогика – наука, исследующая общие закономерности процессов воспитания и обучения, как целенаправленного и специально организованного процесса. Общая педагогика выступает фундаментом для всех ее отраслей. Она определяет основные условия и принципы реализации учебно-воспитательной деятельности на том или ином этапе социально-экономического развития общества.
- История педагогики – научная отрасль, занимающаяся исследованием процессов развития педагогической науки, идей, теорий и положений педагогики в разные этапы общественного развития.
- Профессиональная педагогика – научное знание, исследующее вопросы профессионального обучения на разных его уровнях, особенности протекания, функции и принципы построения.
- Социальная педагогика – наука, исследующая проблемы воспитания, обучения и развития подрастающего поколения, связанные с социальными факторами, возникающие в результате каких-то социальных событий, в определенном социальном институте: семья, школа, трудовой коллектив, а также вопросы перевоспитания граждан.
- Возрастная педагогика – отрасль педагогики, исследующая особенности возрастного развития граждан и, разрабатывающая принципы, методы и технологии обучения и воспитания, исходя из данных особенностей.
- Отраслевая педагогика – научная отрасль педагогики, проводящая исследование в области специальной подготовки людей к определенным видам профессиональной деятельности: медицинской, инженерной, экономической и т.д.
- Специальная педагогика – отрасль педагогики, занимающая изучением закономерностей и разработкой подходов, принципов и методов воспитания и обучения людей с ограниченными возможностями, особенностями развития и особыми педагогическими потребностями: логопедия, дефектология, тифлопедагогика, сурдопедагогика и др.
- Сравнительная педагогика – наука, занимающая сравнением процессов обучения и воспитания, условий реализации и качества образовательных продуктов разных стран и континентов.
- Частные методики – научные теории, отражающие закономерности реализации педагогического процесса в рамках отдельной учебной дисциплины.
- Этнопедагогика – отрасль педагогики, исследующая специфику и принципы реализации народного, этнического воспитания.
- Философия образования и философия воспитания – отрасль педагогики, исследующая воздействие философских учений на определение сущности процессов обучения и воспитания и, формирующая идеологию педагогической деятельности.
Методология педагогики: аспекты, функции, задачи
Методология педагогики – это теория построения педагогической деятельности, разрабатывающая концептуальные основы обучения и воспитания.
Рисунок 1. Методология педагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Методология педагогики выступает теоретическим научным знанием, определяющим основы функционирования педагогических процессов и явлений. Методология выступает фундаментом теории реализации педагогической деятельности.
Методология педагогики выступает в двух основных аспектах:
- Система научного знания. Методология педагогики занимается проведением методологических исследований, которые выявляют особенности педагогической науки, закономерности и условия ее развития, ее связь с педагогической практикой. Кроме того, методология педагогики занимается разработкой и анализом понятийного аппарата науки, формирует систему педагогических методов.
- Система научно-исследовательской деятельности. Методология педагогики ориентирована на методологическое обеспечение науки. Она использует методологические знания для обоснования, применяемой программы исследования, подтверждения целесообразности его методов и оценки качества.
Рисунок 2. Сферы реализации методологии педагогики. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Функциональная роль методологии педагогики сводится к выполнению ею следующей деятельности:
- Выявление способов получения научных знаний, отражающих непрерывные изменения педагогического процесса и педагогической действительности.
- Определяет способы достижения целевого назначения определенных научно-педагогических исследований.
- Дают полноценную информацию о том или ином педагогическом процессе или явлении, который исследуется.
- Внедряет новые данные, новые разработку в теорию педагогики.
- Расширяет, уточняет и обогащает категориальный аппарат педагогики, систематизирует ее понятия.
- Формирует информационную систему, базирующуюся на объективных фактах и научных инструментах познания.