Информационные технологии в процессе обучения младших школьников
Компьютерные технологии или информационные технологии – это обобщенное название технологий, которые обеспечивают хранение, обработку, передачу, защиту и воспроизведение информации посредством использования компьютеров.
Ученики начальной школы имеют преимущественно наглядно-образное мышление, в связи с чем при их обучении необходимо применять как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрительный анализатор, но и слух, эмоции и воображение. Этим требованиям прекрасно отвечают яркие и занимательные компьютерные слайды и анимация. Мультимедийное сопровождение многих уроков дает возможность переходить с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, когда ребенок превращается в активный субъект учебной деятельности.
Обычно выделяют шесть направлений использования ИКТ в современном учебном процессе:
- осуществление перехода на оформление основной документации в виде электронных документов, то есть составление календарно-тематических планов по всем предметам, создание методических копилок по разным темам и т.д.;
- оперативное внесение изменений, дополнений, облегчение хранения и доступа к информации. Например, учитель может работать с информацией об учениках своего класса, которую получил после проведения мониторинга соответствующего типа;
- учет преобладания визуального восприятия над слуховым у подавляющей части учащихся. Частично данная проблема решается применением в учебном процессе электронных наглядных пособий;
- активное включение учеников в проектную деятельность. Например, при изучении курса информатики можно предложить создать проект к практически любой теме любого предмета;
- осуществление дистанционного образования учащихся начальной школы. Во многих случаях, данная возможность просто необходимо;
- эффективное осуществление самообразования и саморазвития, что представляет важную составляющую профессиональной деятельности каждого современного учителя.
Особенно интересными являются обучающие компьютерные игры, так как они динамично и красочно могут передавать опыт и знания, что обеспечивает возможность транслировать культуру в процессе образовательно-поисковой коммуникации. Компьютерная игровая деятельность предполагает не только наличие у учеников сенсомоторных навыков, но и умение наблюдать, сравнивать и анализировать результат своих действий. Обучающие игры имеют некоторые дидактические преимущества:
- активизируют мыслительную деятельность;
- помогают прочно запомнить материал;
- формируют самостоятельность и организованность;
- развивают коммуникативные качества;
- воспитывают положительное отношение к учению.
Информационные аспекты компьютерных обучающих игр
Следует рассмотреть несколько информационных аспектов обучающих компьютерных игр:
- информационная насыщенность, связанная с интеллектуально-деятельностными показателями компьютерного продукта, то есть адекватная подача учебной информации, интерактивность и индивидуальный темп прохождения игровых стратегий;
- предметно-содержательная обоснованность – соответствие текстового, графического, видео- и аудиоматериала основным образовательным целям определенного учебного предмета. Педагогу необходимо анализировать, оценивать и адекватно использовать в процессе учебной деятельности образовательные компьютерные игры, не из которых соответствуют основным информационно-дидактическим критериям.
Еще одно направление применения компьютера на уроках – это переход к созданию пособий и подготовке электронных презентаций. Демонстрационные слайды могут быть использованы во время объяснения нового материала, решения задач и при повторении пройденного. Динамические элемент слайдов помогают повысить наглядность, лучше понять и запомнить учебный материал.
Информационное технологии, используемые вместе с правильно подобранными технологиями обучения позволяют создать необходимый уровень качества, вариативность, дифференциацию и индивидуализацию процессов обучения и воспитания.
Задачи, решаемые ИКТ
Выделяют ряд задач, которые могут решаться с использованием современных ИКТ:
- развитие личности обучающегося, подготовка его к осуществлению самостоятельной продуктивной деятельности в информационном обществе посредством развития конструктивного и алгоритмического мышления, благодаря особенностям общения с компьютером. Развитие творческого мышления посредством уменьшения доли репродуктивной деятельности, формирование информационной культуры, умения осуществлять обработку информации с использованием различного программного обеспечения;
- реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества, то есть подготовка учеников через средства информационных технологий к самостоятельной познавательной деятельности;
- мотивация учебно-воспитательного процесса, включающая повышение качества и эффективности процесса обучения благодаря реализации возможностей информационных технологий. Выявление и использование стимулов, чтобы активизировать познавательную деятельность;
- мотивация учебно-воспитательной деятельности с повышением качества и эффективности процесса обучения благодаря реализации возможностей информационных технологий.
При грамотном использовании ИКТ можно сформировать информационную культуру учеников. К критериям сформированности информационной культуры относят следующие аспекты:
- адекватное формулирование своей потребности в информации;
- эффективное осуществление поиска нужной информации;
- переработка информации и создание новой;
- адекватный отбор и оценка информации;
- компьютерная грамотность.