Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Религиозное образование в Европе XIX-XX вв.

Определение 1

Религиозное образование – это процесс обучения религиозным основам, канонам и воспитания потребности в религии.

Религиоведение в конце XIX- начале XX столетия занимается вопросами исследования человека, природы и культуры. Появляются новые работы в области теологии. В этот же период, активно развиваются новые направления в католическом христианстве. Они носят протестантский характер, и религиозное образование Европы приобретает протестантскую ориентацию.

Религиозное образование Европы представлено лютеранством.

Лютеранство – это протестантское течение в христианстве.

Оно возникло в результате реформаторского движения в Германии в XVI веке и после распространилось в скандинавских странах в виде формирования государственных церквей.

Лютеранское образование в XIX-XX веке

Религиозное образование Европы XIX –XX вв. представлено лютеранством.

Оно возникло после реформаторского движения в Германии в XVI веке и после, продолжилось в скандинавских странах при формировании государственных церквей.

Лютеранское образование является ведущей формой религиозного образования Европы. именно с его развитием появился термин религиозная педагогика, определяющий обучение религиозным канонам, верованиям и формирование на их основе духовной личности, посредством опоры на дидактические принципы.

Лютеранское образование, существовавшее и процветающее в Европе ранее, стало терять свои позиции и, постепенно, свелось на нет к концу XIX века. Это обусловлено активной миграцией лютеран из Европы, их обоснованием в Америке, Индонезии, Индии, Танзании, Эфиопии.

Лютеранское образование характеризуется следующими чертами:

  1. Лютеранское образование – это процесс становления духовно развитой и духовно просвещенной личности.
  2. В ходе образования формируется духовность личности, являющаяся основой его нравственного развития и культурного просвещения.
  3. Приоритет религиозных канонов в образовании над научными данными.
  4. Религиозное видение мира и его формирование у подрастающего поколения.
  5. Акцентирование внимания на творческом развитии учащихся. Обучение в школах при лютеранских церквях строилось на основе изучения религии и разных видов искусства. Учащиеся знакомились с музыкальным творчеством – пение гимнов, исполнение религиозных произведений; изучали художественное ремесло (архитектуру церквей, роспись церквей и зданий, портретную живопись).
«Религиозное образование в Европе XIX-XX вв.» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Для лютеранского образования того периода характерно формирование религиозных общин. Они получили активное развитие в конце XIX – начале XX столетия. В этот период появляются первые лютеранские конференции и синоды по региональному и этническому принципу. Каждое религиозное объединение выполняет свою миссию.

Религиоведение как самостоятельная дисциплина

В конце XIX – начале XX столетия светское образование большинства европейских государств сталкивается с появлением новой учебной дисциплины, основанной на христианском вероучении. Она получила название религиоведение.

Становление религиоведения как научной отрасли знания начинается с середины XIX века.

В 1860 году голландские теологи начали активно пропагандировать идею о необходимости преподавания религиозных знаний научного характера в университетах. Предполагалось включение дисциплины религиоведение в образовательную программу теологических факультетов. Необходимость введения новой дисциплины объяснялась пропагандой научных знаний о христианской религии.

Первоначально, включение новой дисциплины в университетскую программу поддерживалось не особенно активно. Однако, интерес к ней стал возрастать, поскольку наука о религии заинтересовала не только теологов, но и светских ученых, а также педагогов, которые проявили интерес к разработке методологии ее преподавания и особенностям включения в образовательной процесс высшей школы.

Постепенно, в вузах Европы стали открываться кафедры истории религии, психологии религии, философии религии и др.

Таким образом, религиоведение получило активное распространение и стало внедряться в образовательный процесс: стали издаваться учебные пособия по религиоведению и его отдельным направлениям, создаются отдельные школы, а также целые направления в данной научной области.

В XX веке религиоведение приобретает масштабный характер и начинается постепенное разделение религиоведения на отдельные направления, формирование научных сообществ, разработка методологии преподавания конкретных областей религиоведения и методологических принципов изучения религии.

Проблемы развития религиозного образования в Европе в XX веке

В XX столетии, а точнее в его второй половине, развитие религиозного европейского образования сталкивается с рядом проблем. Все их можно разделить на несколько категорий:

  1. Проблемы научного и образовательного характера. Они связаны с тем, что к концу XX века наблюдается стагнация теоретического развития религиозного образования. Большинство ученых утрачивают интерес к исследованию данной образовательной области. Выдвигаются только незначительные теоретические идеи и гипотезы, но полноценных теоретических разработок не ведется. Кроме того, наблюдается сокращение часов религиоведения и, даже, исключение дисциплины из образовательной программы. Также, наблюдается тенденция снижения квалификации преподавателей данной дисциплины. Необходимо развитие новых методик преподавания дисциплины как в школах, так и высших учебных заведениях, а, соответственно, и новых подходов к подготовке педагогических кадров данного направления.
  2. Проблемы институционального характера. Они связаны с сокращением количества учебных заведений, институтов, церквей и иных общественных организаций, работа которых ориентирована на содействие развитию религиозного образования, его внедрение в образовательный процесс. В большинстве европейских стран количество институтов религиозной педагоги сокращается, а оставшиеся, практически, не выполняют свою функциональную роль.
  3. Проблемы прикладного характера. Они связаны с тем, что существующие методы религиозного обучения теряют свою актуальность, т.е. не соответствуют реалиям времени. Продолжают применяться методы обучения, разработанные еще на этапе становления религиоведения в качестве самостоятельной учебной дисциплины. Церковь не способна мотивировать молодежь, привлекать ее к религиозному познанию.
  4. Проблемы коммуникационной ориентации. Они связаны с развитием религиозной науки и религиозно-педагогических идей. К концу XX века они теряют свои позиции и восприятие их обществом, значительно, сокращается.
Дата последнего обновления статьи: 08.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot