Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Особенности ролевой игры в дошкольном возрасте

Сущность ролевой игры в дошкольном возрасте

Определение 1

Дошкольное детство – это период возраста с 2-х до 7-ми лет, характеризующийся становлением и развитием личности ребенка, приобретением фундаментальных знаний об окружающем мире и жизни, выработкой привычек правильного поведения и формированием характера.

Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста является игра. Именно в процессе игры у ребенка дошкольника развиваются физические и духовные силы, память, внимание, воображение, ловкость и дисциплинированность. Игра позволяет ребенку получить необходимый практический опыт, примерить на себе разнообразные социальные роли.

Необходимо отметить, что особое место в деятельности каждого ребенка дошкольного возраста занимают ролевые игры.

Определение 2

Ролевая игра – это игра, которая подразумевает наличие ролей и правил, а также определенного сюжета.

Ролевая игра имеет ряд обязательных структурных компонентов:

  • сюжет;
  • правила;
  • содержание;
  • игровые действия;
  • реальные и ролевые отношения;
  • игровая атрибутика (предметы-заменители, игрушки, костюмы и т.д.).

Главным компонентом в ролевой игре является роль. Именно роль является тем объединяющим компонентом, который связывает все остальные элементы в единое целое.

Определение 3

Роль – это определенный способ игрового поведения участников в рамках созданной игровой ситуации.

В процессе ролевой игры происходит формирование всех сторон личности ребенка дошкольного возраста, происходят изменения в его психике, обеспечивающие переход к новой более высокой стадии его развития.

«Особенности ролевой игры в дошкольном возрасте» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Характерные особенности ролевой игры

Ролевые игры, детей дошкольного возраста имеют ряд особенностей, которые состоят в следующем:

  1. Наличие определенных правил, которые должны соблюдать все участники игры.

    Организатор игры предварительно знакомит всех участников с правилами игры. Важно удостовериться, что все поняли и самое главное приняли правила. Осваивая правила ролевого поведения, дошкольник усваивает те нормы, которые заключены в исполняемой им роли. Это помогает детям понять цели и мотивы деятельности взрослых, их отношение к окружающим событиям, трудовой деятельности, образу жизни и т.д.

  2. Наличие социального мотива игры.

    В каждой ролевой игре заключен определенный социальный мотив, который и позволяет ребенку «очутиться» в мире взрослых, разобраться в системе их взаимоотношений, изменив на время собственный социальный статус.

  3. Эмоциональное развитие.

    Любая игра ребенка дошкольника эмоционально богата. Однако только ролевая игра способна дать эмоции не сравнимые ни с чем. Повторение действий взрослого, подражание его моральным качествам даёт ребенку большой эмоциональный заряд и формируют его внутренний мир.

  4. Интеллектуальное развитие.

    В процессе ролевой игры дети не только должны соблюдать правила и придерживаться собственной роли, но и стремиться развивать сюжет (ход) игры. Это требует от каждого участника умственных усилий, которые следует трансформировать в игру, делая ее интересной и увлекательной, способной надолго удерживать внимание всех участников. Кроме того, данная деятельность способствует развитию у детей дошкольного возраста памяти и мышления.

  5. Развитие воображения и творчества.

    Несмотря на то, что ролевые игры предполагают наличие определенных правил, которые должны соблюдать все ее участники, она также предусматривает и сочетание данных правил с импровизацией. В процессе игры у детей могут возникать новые идеи и образы, которые они стремятся воплотить.

  6. Развитие речи.

    Важным, в создании образа (воплощении роли) имеют слова, которые помогают ребенку выявить собственные чувства и мысли, переживания, а также согласовать свои действия с другими игроками. Все это помогает ребенку значительно расширить собственный словарный запас, овладеть навыками эффективной коммуникации и взаимодействия со сверстниками.

Речь в ролевой игре очень важна. Они взаимозависимы. Так речь помогает организовать и реализовать игровые действия. В то время как игра способствует обогащению и совершенствованию речи ребенка. Помимо устной речи, в процессе ролевой игры у ребенка отмечается развитие внутренней речи. Это связано с тем, что ребенок обдумывает свои дальнейшие действия, их соответствии осуществляемой роли.

Виды ролевых игр

Выделяют следующие виды ролевых игр:

  1. Бытовые игры (игры на бытовые сюжеты) – это игры, в которых дети выполняют разнообразные социальные роли, которые присущи их родителям или окружающим взрослым. Например, «Дочки-матери», «День рождения» и т.д. В процессе таких игр, дети осваивают роль отца, матери, брата, сестры и т.п., выражают свое личное отношение к данным социальным ролям, учатся взаимодействовать между собой как взрослые.
  2. Ролевые игры на общественные и производственные темы, которые отражают труд людей. Например, «Школа», «Больница», «Детский сад» и т.д. Во время таких игр дети имеют возможность «погрузиться» в профессию, понять ее особенности, сформировать собственное мнение о ее значимости и свое отношение к ней.
  3. Ролевые игры на героические и патриотические темы – это игры, в основе которых заложен подвиг предков или выдающихся людей. Например, «Космический полет», «Воин-герой» и т.д. В процессе таких игр у детей формируются такие личностные качества как патриотизм, гражданская позиция, уважительное отношение к Родине и т.д.
  4. Ролевые игры, в основе которых заложены литературные произведения – это игры, в которых дети играют роль сказочного героя, о котором они читали, видели фильм или мультфильм и т.д. Во время таких игр дети не только отражают свое отношение к герою и его поступкам, но и усваивают нормы и правила поведения.
  5. Режиссерские ролевые игры – представляют собой игры, в которых используются разнообразные куклы, управляемые детьми. Действует он при этом в двух планах – и за куклу, и за себя, направляя все действия. Участники игры заранее продумывают сценарий, в основу которого могут быть положены эпизоды из знакомых сказок. Рассказов, или собственной жизни.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 10.02.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot