Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Педагогические условия развития воображения дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры

Значимость сюжетно-ролевой игры в развитии воображения у детей дошкольного возраста

Определение 1

Сюжетно-ролевая игра – это особый вид детской деятельности, в рамках которой детьми создаются условные ситуации, которые воспроизводят определенную сферу общения, деятельности или взаимодействия взрослых, с целью усвоения разнообразных социальных ролей и выработки неформального и формального типа общения.

Сюжетно-ролевая игра является одним из самых любимых видов игровой деятельности детей дошкольного возраста. Это связано с тем, что играя дети испытывают удовольствие от ощущения внутренней свободы, так как в процессе игры они могут управлять предметами как взрослые, совершать схожие со взрослыми поступки. Вся игровая ситуация происходит в воображаемых условиях.

Современные психолого-педагогические исследования показали, что именно в сюжетно-ролевой игре наиболее максимально развивается воображение и образное мышление ребенка дошкольного возраста.

Именно в сюжетно-ролевой игре ребенком воссоздаются те факты и сферы жизни, которые ему наиболее интересны и привлекательны. Играя определенную роль, ребенок воображает и воссоздает вокруг себя необходимую игровую ситуацию. В случае, если не хватает нужных атрибутов, то они также воссоздаются с помощью воображения.

Сюжетно-ролевая игра оказывает положительное воздействие не только на развитие воображения ребенка, но и ряд психических процессов. С помощью игры, ребенок учится воссоздавать и моделировать различные ситуации, с помощью предметов и предметных действий. Это позволяет ему «прикоснуться» к тому, что казалось недосягаемым.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра оказывает достаточно сильное стимулирующее воздействие на развитие воображения у детей дошкольного возраста. Выполнение определенной роли и логичное развитие сюжета игры, побуждает ребенка комбинировать известные события, создавать новые и интересные их сочетания, преобразовывать и дополнять за счет собственного жизненного опыта и впечатлений.

«Педагогические условия развития воображения дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ как средства развития воображения

В условиях ДОУ, одной из основных задач воспитателя является создание воспитанникам всех условий, необходимых для их своевременного и всестороннего развития. Одним из эффективных средств развития ребенка дошкольного возраста является игра. Это обусловлено тем, что игра для ребенка дошкольника выступает ведущим видом деятельности. Поэтому воспитателю очень важно правильно подойти к организации сюжетно-ролевых игр.

Принципы успешной организации сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие воображения у детей дошкольного возраста, в условиях ДОУ:

  1. Воспитатель должен играть вместе с детьми, чтоб помочь им овладеть всеми необходимыми игровыми умениями и игровым опытом.
  2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего периода дошкольного детства. При этом необходимо помнить, что на каждом возрастном этапе сюжетно-ролевая игра дошкольников имеет особенности, которые воспитатель должен учитывать. В этом случае игра будет интересна и познавательна для детей, она поможет действительно обогатить их внутренний мир и усвоить новые знания и умения. Без учета возрастных особенностей воспитанников сюжетно-ролевая игра будет не только детям не интересна, но и потеряет свой развивающий смысл.
  3. Начиная с раннего дошкольного возраста и до момента окончания ребенком ДОУ, воспитатель должен постоянно обогащать игровой опыт детей, формировать у них необходимые игровые умения и ориентировать на выполнение правильных игровых действий.

При соблюдении данных принципов организации сюжетно-ролевой игры, дети освоят необходимые игровые умения, которые позволят им самостоятельно без помощи взрослого развертывать сюжетно-ролевые игры в соответствии со своими интересами и желаниями.

Таким образом, роль сюжетно-ролевой игры в развитии воображения ребенка дошкольного возраста состоит в том, что она вооружает его необходимыми способами моделирования и воссоздания с помощью предметных действий или отдельных предметов ситуации, содержание которых привлекает ребенка, но ранее оно было ему недоступно.

Условия организации сюжетно-ролевой игры, направленной на развитие воображения у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ

Для того, чтобы организованная в условиях ДОУ сюжетно-ролевая игра оказывала необходимое воздействие на развитие воображения у детей дошкольного возраста, следует соблюдать ряд следующих педагогических условий:

  1. Соблюдение необходимых санитарно-гигиенических требований (своевременная влажна уборка, мытье игрушек, проветривание помещения и т.д.).

  2. Создание развивающей предметно-пространственной среды, в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями детей. Игровое пространство должно быть наполнено всеми необходимыми игровыми атрибутами, игрушками, игровыми предметами и т.д. Важно, чтобы они не только соответствовали возрасту и интересам детей, но и были безопасными в применении.

  3. Наличие всех необходимых игрушек, которые будут использоваться детьми в сюжетно-ролевых играх:

    • сюжетно-образные игрушки – это игрушки, которые отражают определенный образ (курочка, медведь, собачка и т.д.);
    • техническая игрушка – это игрушка, которая отражает определенные технические средства (автомобиль, телефон, утюг и т.д.);
    • игрушки-забавы – смешные звери и человечки, которые могут двигаться или содержать в себе сюрприз, неожиданность;
    • маскарадно-елочные игрушки – представляют собой определенную часть тела или персонажа (клюв, нос, хвост, ушки и т.д.);
    • спортивно-моторные игрушки – используются для выполнения задач физического воспитания (мяч, скакалка и т.д.);
    • музыкальные игрушки – направлены на удовлетворение потребности ребенка к звукам (барабан, бубен, дудка и т.д.);
    • строительный материал – используется для развития конструктивных способностей (кубики, Лего и т.д.);
    • игрушка-самоделка – изготавливается ребенком самостоятельно или с помощью воспитателя, способствует развитию мышления, воображения, фантазии.
  4. Организация центров сюжетной игры и педагогические задачи соответственно возрасту. Предметно-игровая среда в современных ДОУ должна отвечать определенным требования: это свобода движения ребенком темы, сюжета игры, игрушек, места и времени игры. При этом необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Замечание 1

Создавая в ДОУ условия для осуществления игровой деятельности, необходимо выделить подходящее место, оборудовав его универсальной предметно- игровой средой, пригодной для различных видов сюжетно-ролевых игр.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 02.07.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot