Внеурочная деятельность – это неотъемлемая часть образовательного процесса, представляющая собой проявляемую вне уроков активность детей, обусловленную в основном их потребностями и интересами, направленную на познание и преобразование себя и окружающего мира и играющую важную роль в развитии учеников.
Особенности внеурочной деятельности
Внеурочная деятельность — это работа школьников, которая происходит вне времени получения основного образования. В процессе выстраивается сеть, которая обеспечивает детям сопровождение, поддержку на стадии адаптации. Внеурочные занятия помогают осознанно применять базовые знания в ситуациях, отличных от учебных.
В рамках организации внеурочной деятельности, особенно, в условиях школ-интернатов решение задач воспитания и социализации обучающихся, включая их всестороннего развития, считается наиболее эффективным. По традиции педагогически организованный процесс обучения и воспитания в общеобразовательных учреждениях складывается из уроков. Они становятся обязательной частью. Внеурочные занятия же помогают в воспитании личности в соответствии с индивидуальными и социально значимыми интересами.
Внеурочная (внеучебная) деятельность представляет собой вид деятельности, которая организована педагогом или школьниками самостоятельно. В ее основе лежат следующие принципы:
- Выбор,
- Самообразование,
- Саморазвитие,
- Добровольность,
- Направленность на социализацию учащихся,
- Развитие творческих способностей.
Для внеурочной деятельности присуща любая организованная работа во внеурочное время. В ее основе лежит личная заинтересованность участников, которые имеют цель развития в образовательном, духовно-нравственном, социально-адаптивном уровне.
Внеурочная деятельность не должна отличаться жесткой регламентацией содержания деятельности. Для нее характерен чисто управленческий подход при формировании планов, программ и алгоритмов. Этот вид деятельности нацелен на индивидуальный характер воспитания школьников, при этом воспитание основано здесь на увлеченности предметом деятельности, которой ученик отдает предпочтение.
Внеурочная деятельность и развитие творческих способностей
В качестве отличительных особенностей внеурочной деятельности выступает ее содержание. Она выстраивается на исследовании интересов и потребностей детей разных возрастных групп. Здесь появляется возможность учесть потребности и интересы детей и членов их семей.
Внеурочные типы деятельности основаны на добровольном участии, активности и самодеятельности школьников. Психологическая атмосфера на занятиях обладает неформальным характером. Это влияет на формирование равноправных отношений детей и педагогов через общие интересы и ценности. Деятельность предполагает высокий уровень межличностных отношений, возникающих между педагогами и учащимися.
Во внеурочной деятельности допускается переход учеников из одной группы в другую. Это происходит в зависимости от тематики занятий, уровня интеллектуального развития детей, личности руководителя-педагога. В отличие от других видов образования такая система дает возможность объединения детей в разнообразные группы (например, одаренные дети, дети с отклонениями в умственном развитии, ученики с физическими недостатками).
В процессе занятий педагоги получают возможность более быстро реагировать на изменение родительского и ученического заказа на содержание внеурочной деятельности. В этом случае происходит сохранение традиционных и инновационных видов деятельности.
Преимущества внеурочной деятельности для развития творческих способностей включают:
- Практическое значение полученных знаний и умений;
- Более широкое использование образовательного пространства (осуществление внеурочных занятий в разных помещениях, включая библиотеку, актовый или спортивный зал, игровые комнаты, экскурсию, прогулку и т.п.);
- Отсутствие строгого подчинения задач внеурочных занятий лишь обучающим задачам;
- Отсутствие домашних заданий.
Внеурочные занятия в приоритете ставят цели формирования и развития необходимых личностных качеств ребенка. Благодаря им происходит совершенствование позитивного психологического климата в детском коллективе. Дети приобщаются на занятиях к нравственным и культурным ценностям.
Принципы реализации внеурочной деятельности для развития творческого начала
Для внеурочной деятельности, способствующей развитию творческих способностей, необходимо соблюдение некоторых принципов. В первую очередь важно принимать к учету потребности обучающихся и их родителей. С этой целью выявляются запросы родителей и учеников, которые впоследствии соотносятся с кадровым ресурсом учреждения и аспектами программ развития.
Принцип преемственности состоит в выборе хотя бы одного направления деятельности, продолжающегося в основной школе. Примером может быть проектная деятельность. Так, кружок «Я — исследователь» может действовать в течение 4 лет начальной школы, обладая собственной спецификой исследования. Его закономерное продолжение может быть в виде клуба (научного общества) в основной школе.
При реализации внеурочной деятельности должен соблюдаться принцип разнообразия направлений. Он предполагает реализацию всех направлений внеурочной деятельности, которые предложены в соответствующем стандарте. Еще один принцип состоит в учете социокультурных особенностей школы и программ ее развития. К примеру, если школа работает в области проблем экологического образования и воспитания, то это направление может найти отражение в занятиях внеурочной деятельностью.
В своей работе педагоги, осуществляющие внеурочную деятельность, могут взаимодействовать с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта. Определенная доля внеурочных занятий реализуется на территориях организаций дополнительного образования или библиотек. В качестве руководителей кружка может выступать специалист системы дополнительного образования (учреждения культуры или спорта).