Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование самооценки младших школьников во внеурочной деятельности

Определение 1

Самооценка учащихся – это процесс собственного оценивания учащимися своей деятельности, своих способностей и возможностей.

Самооценка начинает активно формироваться в младшем школьном возрасте. В этот период она формируется под воздействием педагога, который оценивает деятельность учащихся, показывая им уровень их познавательного развития и интеллектуальных способностей. Потому, положительная оценка вызывает желание и стремление развиваться. Кроме того, в младшем школьном возрасте, учащийся желает общего признания своей деятельности, а именно, он желает, чтобы положительная оценка его деятельности педагогом, была признана всеми участниками образовательной деятельности.

На начальном этапе школьного обучения у учащегося складывается представление о собственной личности и своих способностях. Эти представления лежат в основе формирования самооценки учащихся. Она формируется как во время учебных занятий, так и во внеурочное время.

Роль внеурочной деятельности в развитии адекватной самооценки младших школьников

Определение 2

Внеурочная деятельность – это совокупность мероприятий и занятий различной направленности, реализуемых вне учебных занятий и ориентированных на всестороннее развитие учащихся, удовлетворение их потребностей и интересов.

Внеурочная деятельность по ФГОС. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Внеурочная деятельность по ФГОС. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Внеурочная деятельность обладает обширным воспитательным потенциалом. Она позволяет использовать разные формы работы, которые невозможно реализовать на уроках и реализовать удовлетворение разнообразных интересов и потребностей учащихся.

«Формирование самооценки младших школьников во внеурочной деятельности» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Формирование адекватной самооценки возможно реализовать в рамках внеурочной деятельности за счет того, что:

  1. Во внеурочное время реализуется вариативность видов и направлений деятельности учащихся: спортивная, оздоровительная, духовно-нравственная, культурная, творческая, исследовательская.
  2. Формирование уверенности в себя каждого школьника. во внеурочной деятельности каждый школьник становится активным участником деятельности. Никто не остается на второстепенных позициях. Это создает основу признания коллективом, что формирует уверенность в себя у учащихся с любым уровнем развития.
  3. Ориентация внеурочной деятельности на творческое развитие учащихся. Оно, в свою очередь, лежит в основе формирования эмоционально-образного, творческого мышления, которые формируют чувство самодостаточности и помогают учащимся в самоутверждении.
  4. В рамках внеурочной деятельности формируются основы коллективного взаимодействия учащихся, формируются чувства коллективизма. Это формирует чувство собственной значимости учащихся, позволяет каждому занять определенную позицию в коллективе, завоевать его признание, найти свое место и роль в системе учебной и внеучебной деятельности.
  5. Вариативность видов деятельности позволяет каждому учащемуся познать свои силы и возможности, оценить навыки и знания, выявить сильные и слабые стороны, попробовать себя в разных начинаниях. Все это способствует последовательному формированию адекватной самооценки у учащихся.
  6. Использование заданий разных видов и типов, разного уровня сложности позволяет подобрать оптимальную деятельность для учащихся с разным уровнем самооценки т.е. дать сложные задания для учащихся с завышенной самооценки и простые с заниженной, формируя для них ситуации неудачи и успеха.

Методы развития и оптимизации самооценки младших школьников во внеурочной деятельности

Чтобы развить адекватную самооценку учащихся и скорректировать ее формирование, во внеурочной деятельности предусмотрено применение следующих методов:

  1. Игровая деятельность. Игра продолжает занимать важное место в жизнедеятельности учащихся начальной школы. Игровые методы находят активное применение в образовательном процессе и применяются во внеурочной деятельности в качестве средства стабилизации эмоциональной сферы учащихся, развития их коммуникативного взаимодействия. Все это формирует у учащихся уверенность в себе и способствует повышению самооценки;
  2. Проведение психологических тренингов. Они могут реализовываться в форме групповой и индивидуальной работы. Учащимся предлагается проведение анализа своей деятельности, выявление ее сильных и слабых сторон, решение различных проблем, возникающих в обучении и взаимодействии с коллективом. Тренинги реализуются, также, в игровой форме. Это расслабляет учащихся и помогает в раскрытии особенностей их личности, взглядов и т.д.;
  3. Методы проектного обучения. Они объединяют учащихся единым направлением деятельности, что способствует развитию навыков сотрудничества, проявлению инициативности, актуализирует навыки взаимодействия и демонстрирует собственную значимость в том или ином виде совместной деятельности;
  4. Проведение бесед на разные темы личностного развития. Могут затрагиваться вопросы нравственности, морали, этики поведения, ответственности и самостоятельности;
  5. Аналитические занятия. Они связаны с проведением педагогом исследований уровня самооценки учащихся и факторов, отрицательно сказывающихся на ее формировании, которые присутствуют в жизнедеятельности младшего школьника. Может быть проведено анкетирование учащихся и родителей на тему стиля семейного воспитания, условий проживания ребенка, семейного общения, ближайшего окружения и др.;
  6. Проведение соревнований разного направления. Они могут носить как спортивный, так и интеллектуальный характер. Это позволяет создать ситуации успеха для неуверенных в себе учащихся, перевести их самооценку на новую ступень развития;
  7. Формирование портфолио учащихся. Оно позволяет проследить динамику развития каждого учащегося, оценить положительные сдвиги в развитии и выявить проблемные моменты. Особенно актуально предоставление учащимся возможности самостоятельного формирования своего портфолио. Это позволяет учащимся сформировать навыки адекватного оценивания собственных навыков и достижений.
Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 16.09.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot