Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Формирование внутренней позиции школьника в условиях событийной организации адаптационного периода

Определение 1

Внутренняя позиция школьника – это отношение учащегося к среде обучения, основанное на его познавательной и коммуникативной потребности и степени их развитости.

Внутренняя позиция школьника формируется в процессе его адаптации к школьному обучению. Она отражает социальную позицию учащегося, его отношение к внешнему окружению, условиям обучения.

Внутренняя позиция учащегося начальной школы – центральное новообразование ребенка семилетнего возраста. В этот период развития происходит активное формирование личности учащегося, формируются новые формы поведения, отвечающие ному статусу и новой социальной роли. Все это обуславливает наличие определенных особенностей в развитии внутренней позиции школьника в период его адаптации к новой сфере деятельности и новым социальным отношениям.

Структура внутренней позиции школьника

В процессе адаптации школьника к учебному процессу и новой социальной обстановке, внутренняя мотивации формируется с включением в ее состав следующих компонентов:

  • Формирование общего отношения учащегося к школе и ее обстановке.
  • Формирование отношения школьника к заданиям.
  • Формирование отношения школьника к педагогу и его обучению.
  • Формирование отношения учащегося к установленному распорядку, нормам и правилам поведения в учебном заведении.

Формирование внутренней позиции учащегося семилетнего возраста опирается на переход от ориентации на формальную сторону учебного процесса, внешние аспекты школьной жизнедеятельности к осознанному восприятия учебного процесса, осознанию его значимости и важности, пониманию необходимости.

Формирование внутренней позиции школьника в период его адаптации неразрывно связано с мотивацией к учению, познанию и развитию. Преобладающее значение отводится развитию познавательной заинтересованности и социальной мотивации учащихся. Они выступают основными компонентами содержания внутренней позиции школьника.

«Формирование внутренней позиции школьника в условиях событийной организации адаптационного периода» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Немаловажное место отводится мотивации к первенству, которая проявляется в виде стремления к получению хороших отметок. Высокие отметки положительно сказываются на самооценке учащихся, которая, в свою очередь, тесно связана с формированием внутренней позиции школьника. При нормальной самооценке школьников происходит оптимальное развитие внутренней позиции учащегося.

Замечание 1

Внутренняя позиция школьника является отражением его личностной готовности к учебной деятельности, психологической готовности к посещению школы.

Анализ формирования внутренней позиции школьника в адаптационный период

Чтобы проанализировать сформированность внутренней позиции учащегося начальной школы в период его адаптации к новой деятельности и новым отношениям, используются следующие методики:

  • Проведение бесед на темы отношения к школе и образовательному процессу. Беседа проводится педагогами и родителями и позволяет выявить отношение учащегося к школе, его восприятие учебной деятельности, норм и правил поведения в стенах школы, наличие предпочтений в видах учебной и внеурочной деятельности, отношении к коллективу учащихся;
  • Проведение беседы на темы познавательной направленности и заинтересованности учащегося. Такая беседа позволяет выявить наличие интереса школьника к учению, степени его развития;
  • Диагностирование мотивации к учению. Данное направление позволяет определить разнообразные мотивы, которые побуждают младших школьников учиться, посещать учебное заведение. Сюда входят познавательные, социальные, игровые мотивы, мотивы получения высоких отметок и игровые мотивы;
  • Диагностирование преобладающих мотивов. Данное исследование позволяет выявить какие мотивы преобладают в формировании желания посещать учебное заведение: познавательные или игровые мотивы;
  • Выявление развития самооценки младшего школьника и формирования когнитивного компонента его развития;
  • Определение специфики социального поведения младшего школьника. она позволяет определить особенности реального поведения, соответствующего конкретной социальной ситуации и роли учащегося.

Анализ сформированности внутренней позиции школьника позволяет определить уровень восприятия учащимися школьной реальности, наличие соответствия или расхождения между ожиданиями школьного процесса с реальной практической деятельностью учащегося.

В настоящее время в процессе дошкольного обучения на его завершающих этапах реализуется подготовка учащихся к школьному обучению. В частности, она касается формирования психологической готовности учащегося к учебной деятельности. Это обуславливает наполнение внутренней позиции младшего школьника знаниями о содержании школьной жизнедеятельности и социальных отношениях, возникающих в ходе учебного процесса.

Сформированность внутренней позиции учащегося отражается следующими признаками, выявленными в ходе анализа:

  1. Желание посещать учебное заведение, положительное восприятие школы и необходимости ее посещения;
  2. Предпочтение школьных уроков дошкольным занятиям, т.е. уроки кажутся ребенку более интересными и желанными, и у него не возникает потребности к возращению в дошкольное учебное заведение;
  3. Отдача предпочтения коллективному обучению, групповым занятиям, они кажутся более интересными, чем индивидуальное обучение дома;
  4. Положительное отношение к отметкам, как способам оценки успехов в учебной деятельности;
  5. Признание авторитетной позиции педагога, уважительное отношение к его методам и средствам, применяемым в учебно-воспитательном процессе;
  6. Принятие норм школьного поведения и желание им следовать. При этом может присутствовать стремление обойти правила, нарушить их в некоторых ситуациях, но это возникает спонтанно и не носит осознанного характера. Младший школьник мог просто не подумать, что нарушает правила тем или иным поведением.

Таким образом, анализ показывает низкий, средний или высокий уровень сформированности внутренней позиции школьника на этапе его адаптации. При этом, каждый показатель сформированности может иметь разную степень развития у разных детей, тогда как общий уровень сформированности может быть идентичным.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.10.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot