Дидактические игры как средство умственного развития детей подготовительной группы ДОУ
Игровая деятельность – это тип деятельности, направленной на воссоздание и усвоение общественного опыта, который фиксируется в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах культуры и науки.
Во время активного реформирования в дошкольной педагогике, при поиске путей гуманизации воспитательно-образовательной деятельности педагогов, а также при построении новых моделей взаимодействия взрослых и детей, особое внимание уделяют игровой деятельности. Развитие ребенка протекает в разных видах деятельности, особенно в игре.
Сущность игры в качестве ведущей деятельности заключается в отражении в ней разных сторон жизни, особенностей взаимоотношений между взрослыми, уточнении детьми своих знаний об окружающей действительности. То есть игра является средством познания мира ребенком.
Дидактические игры являются одной из форм обучающего воздействия взрослых на ребенка. У игры две цели: обучающая, преследуемая взрослыми, игровая, ради которой действует ребенок.
Дидактическим играм придают большое значение, так как она проявляет эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждается многолетним практическим опытом работы с детьми.
Дидактические игры в подготовительной группе помогают:
- развить познавательные способности;
- получить новые знания, обобщить и закрепить их;
- усвоить общественно выработанные средства и способы умственной деятельности;
- разделить сложные явления на более простые и обобщить единичные;
- обогатить чувственный опыт ребенка, развить его умственные способности;
- развить речь детей, пополняя и активизируя словарь, формируя правильное звукопроизношение, развивая связную речь;
- развивать социально-нравственную сторону личности дошкольника – дети познают особенности взаимоотношений, учатся чутко относиться к товарищам, справедливости, взаимопомощи и пр.;
- осуществлять художественное воспитание – при совершении каждого действия ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно и уместно в каждой конкретной ситуации, следит за своей речью и речью окружающих; развивается его творческая фантазия.
Основными компонентами дидактической игры являются:
- дидактическая задача;
- игровые действия;
- игровые правила;
- результат;
- дидактический материал.
Дополнительные компоненты – это сюжет и роль.
Главная цель любой дидактической игры – обучить, поэтому основной ее компонент – дидактическая задача.
Дидактическая задача зависит от цели обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой, в которой для каждой возрастной группы определен объем знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети.
Игровые действия помогают реализовать дидактическую задачу.
Игровые правила организовывают действия и поведение детей.
Дидактический материал и результат выступает как средство решения дидактической задачи. В результате дидактической игры должны будет решены игровые и дидактические задачи, тогда игру можно считать эффективной.
Классификация дидактических игр в дошкольной педагогике
В дошкольной педагогике принято делить все многообразие игр на несколько основных видов:
- игры-путешествия – усиливают впечатление, придают познавательному содержанию сказочную необычность, обращают внимание детей на то, что находится рядом, но они не замечают этого. Игры-путешествия способствуют развитию внимания, наблюдательности, осмыслению игровых задач, облегчают процесс преодоления трудностей и достижения успеха;
- игры-поручения – их основа – действия с предметами, игрушками, а также словесные поручения;
- игры-предположения – их дидактическое содержание заключается в том, что перед детьми ставят задачу и создают ситуацию, которая требует осмысления последующих действий. Такие игры требуют умения соотносить знания и обстоятельства, устанавливать причинные связи;
- игры-загадки – их используют, чтобы проверить знания и находчивость. Главная особенность загадок – логическая задача. Способы построения логических задач отличаются, но активизируют умственную деятельность детей. Дети как правило любят игры-загадки. Нужно сравнивать, припоминать, думать и догадываться, что представляет для детей особую радость умственного труда;
- игры-беседы – основа их представлена общением учителя с учениками, детей с учителем и между собой. Игры-беседы воспитывают умение слушать вопросы учителя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточить внимание на содержании разговора, дополнить сказанное, высказать суждение.
Понимание задач дидактической игры позволяет сформулировать основные требования к ним:
- любая дидактическая игра должна предоставлять ряд упражнений, полезных для умственного развития детей и их воспитания;
- дидактическая игра должна содержать увлекательную задачу, решение которой предполагает умственное усилие и преодоление определенного объема трудностей;
- дидактизм в игре должен сочетаться с занимательностью, шутками и юмором. Игрой мобилизуется умственная деятельность, облегчается выполнение задач.
Иными словами, дидактические игры в подготовительной группе выступают многословным, сложным педагогическим явлением. Они выступают и как игровой метод обучения детей дошкольников, и как форма обучения детей, и как самостоятельная игровая деятельность, и как одно из средств всестороннего воспитания детей.