Урок – это базовая форма организации учебного процесса в учебном заведении, основанная на лимитированном времени ознакомления с темами, изучаемого курса, а также лимитированными практическими занятиями.
Уроки проводятся в течение определенного временного промежутка. Каждый урок имеет поэтапную структуру реализации, т.е. обучение происходит последовательно с поочередной реализацией стадий учебно-воспитательной работы. На каждом этапе урока осуществляются определенные действия педагога и учащихся, их взаимодействие, ориентированное на реализацию целей данного этапа и общего целевого назначения учебного занятия.
Для эффективной организации урока требуется его предварительная разработка. Она связана с планированием педагога всех этапов учебного занятия, постановку целей и задач урока, выбор методов и средств их достижения и определение ожидаемых результатов его реализации.
Методические основы разработки урока
Разработка уроков является достаточно трудоемким и длительным процессом. Он связан с обдумыванием каждого шага, всех действий учебного занятия, производимых как педагогом, так и учащимися.
Методической основой разработки уроков выступает следующая последовательность действий:
- Определение целевого назначения урока. Здесь требуется определить, чего необходимо достичь по ходу реализации урока. Цель урока зависит от содержания конкретного курса, конкретной учебной дисциплины. Также, учитывается работа учащихся с конкретным учебным материалом, ее организация и специфика. Происходит составление прогноза достижений учащихся и самого педагога, ожидаемых от реализации урока.
- Определение содержания урока. Оно формируется исходя из его целевого назначения. Содержание определяет направленность учебной работы, вариативность деятельности учащихся и педагога по изучению конкретной темы, освоению практических навыков. Здесь, происходит выбор учебного материала, актуального для данного урока и его целевого назначения, отбор категорий для освоения, теоретических данных, осваиваемых на уроке и формирование практических навыков деятельности. на данном этапе проектировки урока требуется учитывать уровень развития конкретного коллектива учащихся, их возрастные особенности и познавательную активность. Важно, отбирать учебный материал таким образом, чтобы сущностные характеристики, изучаемого были полноценно исследованы, а второсортные рассматривались поверхностно т.е. важно уделить внимание и время на изучение сущности дисциплины.
- Определение структуры урока и содержания каждого его компонента. Структура урока зависит от стиля педагогического преподавания, стиля общения педагога, его профессионализма и творческого подхода к делу.
- Определение методов и средств реализации урока. Педагог выбирает конкретные методы и приемы работы на уроке, ознакомления с конкретными данными, посредством проведения анализа педагогических ситуаций, которые могут возникнуть в ходе урока. Составляются модели деятельности учащихся и вариативность работы педагога в той или иной ситуации.
- Определение форм передачи новой информации урока. Новая тема урока может быть преподнесена в форме лекции, рассказа, проведения беседы, проблемных методов обучения. Здесь же, могут быть использованы дополнительные средства, наглядные пособия, помогающие в полноценном раскрытии темы урока.
- Подготовка применения технического оборудования, средств обучения. Различные технические средства требуют предварительной настройки и проверки работы. Требуется выбрать оборудование, отвечающее целям урока и подготовить его к работе, устранив все помехи.
Условия разработки уроков
Эффективность учебного занятия, во многом, зависит от его продуктивной разработки. В этой связи, при разработке уроков необходимо соблюдать ряд важных условий:
- Четкость постановки темы урока и его целевого назначения. Тема должна входить в курс изучения конкретной учебной дисциплины, занимая определенную позицию в курсе обучения. Также, тема должна быть связана с предыдущей и последующей и иметь определенную перспективу дальнейшего использования в образовательном процессе. Цель урока должна отражать его назначение т.е. изучается тема для обучения, развития, воспитания учащихся, формирования у них определенных компетенций.
- Обязательное включение чего-то необычного, интересного в урок. Урок должен удивить учащихся и мотивировать их к познанию. Это поможет закрепить материал урока более прочно и активизировать работу учащихся на нем.
- Оптимальная группировка учебного материала. Важно, чтобы отобранный для урока материал был лаконично выстроен и последовательно представлен.
- Определение вариантов контроля за деятельностью учащихся на уроке. Здесь, важно определить, что подлежит контролю, какими методами он будет реализован, как и для чего будут использованы результаты контроля.
- Рациональное использование ресурсов на уроке. Количество средств, помогающих в реализации темы урока должно соответствовать четкому и лаконичному изложению темы урока, не перегружая учащихся.
- Подбор ресурсов должен быть предварительным и проверенным т.е. требуется отобрать материалы, планируемые к использованию на уроке, определить последовательность их включения в ход урока и проверить их применимость для освещения конкретной темы.
- Определение объема самостоятельной работы на уроке. Он должен быть оптимальным для выполнения учащимися и достижения целей и задач урока.
- Разработка домашнего задания в опору на продумывание его содержания, структуры, технологии выполнения.
- Внедрение активных методов работы на уроке. Такие методы должны быть составной частью любого урока. Они стимулируют к познанию, мотивируют к деятельности. при разработке уроков необходимо включать их в учебный процесс, учитывая особенности изучения конкретной темы, уровень развития учащихся и их потенциал.
- Сочетание традиционных и инновационных методов и форм организации уроков.