Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Разработка урока по русскому языку

Общая характеристика уроков по русскому языку

Замечание 1

Урок русского языка является базовой формой языкового образования в современной школе, направленной на решение предметно-образовательных задач, воспитание личности и её развитие.

Урок русского языка обладает следующими признаками:

  1. Целеполаганием, направленностью на достижение образовательного результата. Современный урок решает не только предметные задачи, а нацелен на развитие универсальных учебных действий через формирование коммуникативных, познавательных, организационно-контрольных умений, поиска путей самоопределения личности и её ценностной ориентации.
  2. Чёткой структурой, логичностью и последовательностью смены видов деятельности, их рациональным чередованием.
  3. Оптимальным соотношением разных видов речевой деятельности.
  4. Максимальной вовлеченностью в процесс учеников за счёт применения форм активизации познавательной активности и творческого мышления (введение в структуру урока нестандартных заданий, лингвистических головоломок, проблемных ситуаций, упражнений игрового и творческого характера).
  5. Дидактическим разнообразием, насыщенностью сведениями и информативностью.
  6. Практическим характером, ориентацией на освоение знаний через включение в разные виды деятельности.
  7. Творческим, нестандартным подходом к его проведению. Урок должен стать для ученика образовательным событием, пробудить в нём познавательный интерес к изучаемым явлениям или фактам.

Уроки русского языка можно классифицировать по различным основаниям, но наиболее востребованными являются следующие типологии:

  • По ведущей цели, которая реализована в его структуре: 1) открытие новых знаний; 2) развития и совершенствования знаний, способов деятельности; 3) систематизации, обобщения и повторения; 4) контроля; 5) уроки, сочетающие в себе элементы всех перечисленных, - комбинированные.
  • По содержанию: бинарные и интегрированные уроки, объединяющие две и более предметные дисциплины.
  • По форме: жанровые уроки (урок-путешествие, урок-концерт, урок-экскурсия).
  • По ведущей речевой деятельности: уроки развития речи, уроки правописной направленности и уроки, связанные с усвоением грамматических тем.

Независимо от типа урока, применяемого учителем при изучении темы, базовыми остаются следующие структурные элементы:

  1. Этап целеполагания и планирования.
  2. Этап актуализации прошлого опыта, необходимого для освоения темы.
  3. Этап рефлексии и самооценки.
  4. Этап оценивания.
  5. Этап формулировки домашнего задания.
«Разработка урока по русскому языку» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Разработка урока по русскому языку

Традиционно разработка урока по русскому языку — это звено в процессе учебно-методической работы учителя, опирающееся на учёт места урока в программе и календарно-тематическом планировании, определение его связи с предыдущими и последующими занятиями, а также положения в структуре темы.

Разработка урока — это процесс, включающий ряд последовательных этапов:

  1. Определение целей и задач урока. При выборе целей урока необходимо соотносить их с планируемыми результатами. Необходимо помнить, что в современной школе смещён акцент с механического усвоения знаний на выработку функциональной грамотности — умения применять полученные знания на практике в различных ситуациях. Большое значение уделяется развитие метапредметных умений, определяющих коммуникативную, познавательную, операционально-деятельностную и контрольно-оценочную компетенции.
  2. В соответствии с целями выбирается тот тип урока, который поможет наиболее полно реализовать дидактические задачи.
  3. Определение структуры урока. На данном этапе, самом трудоёмком, определяется последовательность структурных компонентов урока, формируется их логическая связь, а также распределяются виды деятельности педагога и учеников.
  4. Отбор содержания материала, определение тех дидактических единиц, которые должны быть усвоены.
  5. На этапе выбора методов и приёмов происходит отбор ведущих способов обучения на каждом этапе урока, оценивается целесообразность их применения и соответствие содержательному наполнению урока.
  6. Осуществляется выбор форм организации работы (индивидуальная или групповая), последовательность и частота смены видов речевой деятельности.
  7. Педагог подбирает наиболее адекватные содержанию методы проверки и оценки знаний и умений, продумывает домашнее задание.

Важными моментами также являются выбор средств наглядности, использование технических возможностей мультимедиа, привлечение дополнительного дидактического материала.

Замечание 2

Важной составляющей современного урока является его технологическая карта — представленный в табличной форме наглядный алгоритм урока, демонстрирующий то, какие этапы урока направлены на формирование планируемых результатов обучения.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 01.10.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot