Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Использование графических редакторов в методической работе учителя русского языка и литературы

Функции графических редакторов в учебном процессе

Современная система образования ставит перед учителем задачи овладения новыми профессиональными компетенциями, необходимыми для успешного осуществления учебного процесса. В частности, речь идет о компетенциях в сфере использования современных компьютерных технологий для обеспечения учебного процесса необходимым наглядным материалом, внедрение в урок интерактивных и мультимедийных технологий.

Определение 1

Компьютерные компетенции учителя русского языка представляют собой набор умений и навыков, связанных с использованием возможностей компьютерной техники и информационных систем для планирования, организации и контроля учебной деятельности по предмету.

Психологи отмечают, что в восприятии современных школьников доминирует визуальный компонент, поэтому все большую роль в обучении играют средства наглядности, которые необходимо уметь создавать каждому учителю с учетом требований программы и индивидуальных особенностей учащихся. Для этого используются специальные программные инструменты – графические редакторы.

Определение 2

Графические редакторы представляют собой совокупность специальных программных средств, которые используются для создания иллюстративного материала и визуализации его содержания.

Современные графические редакторы отличаются многообразием и широкой доступностью (в бесплатных базовых версиях). Помимо собственно графических редакторов, существуют также и специальные программные инструменты Microsoft, Google, предназначенные для создания визуального контента.

Функции графических редакторов в методической работе педагога-словесника состоят в следующем:

«Использование графических редакторов в методической работе учителя русского языка и литературы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ
  1. Создание наглядного материала для визуализации содержания учебного занятия.
  2. Проектирование рабочих листов, электронных предметных тетрадей для самостоятельной работы.
  3. Создание интерактивных заданий с мультимедийным сопровождением для использования на уроке.
  4. Оформление проектов и результатов научно-исследовательской деятельности учащихся.
  5. Презентация собственного педагогического опыта, дополнение портфолио учителя.

Использование графических редакторов в методической работе учителя русского языка и литературы

С помощью графических редактор учитель русского языка может решить широкий круг задач по подготовке дидактического материала:

  1. Создать плакаты или схемы, иллюстрирующие содержание правил или содержащие краткую характеристику теории по теме.
  2. Разработать демонстрационную презентацию к уроку.
  3. Сгенерировать рабочие листы для индивидуальной работы дома и на уроке.
  4. Подготовить карточки для индивидуальной и групповой работы.
  5. Проиллюстрировать значения слов, фразеологизмов.
  6. Создать коллаж в рамках учебной темы (например, из различных иллюстраций или схем к правилам).
  7. Подготовить интерактивное задание с использованием графических элементов (например, рисунков, схем).
  8. Подготовить красочные памятки по теории языка.
  9. Создать контрольно-измерительные материалы для проверки уровня сформированности умений и навыков по теме.

Графический редактор выступает вспомогательным средством, способом представления материала, поэтому выбор того или иного редактора, а также макета оформления карточки или рабочего листа определяется содержанием урока, его дидактическими целями, а также возрастными особенностями учащихся.

Методика подготовки дидактических материалов с использованием графических редакторов включает три аспекта:

  1. Методический аспект, связанный с учетом требований основных принципов лингвометодики при создании учебно-дидактических материалов для детей.
  2. Технологический аспект, связанный со знанием конкретных программных средств и уровнем владения их инструментами.
  3. Технический аспект, предполагающий наличие специальных средств, предназначенных для работы с созданными в графических редакторах материалами на уроке.

Последние два аспекта обусловлены особенностями использования конкретного графического редактора, а первый аспект – методический – является основополагающим, поскольку включает ключевые моменты, связанные с разработкой учебного задания:

  1. Определение целей и задач учебно-дидактического материала с учетом содержания урока и индивидуально-возрастных особенностей учащихся.
  2. Подбор графического (визуального) и текстового (вербального) содержания для дидактического материала.
  3. Компоновка основных элементов в структуре учебного материала.
  4. Разработка дизайна материала.
  5. Воплощение замысла с использованием программных графических средств.

Помимо самостоятельной разработки учебно-дидактических материалов, учитель также может привлекать школьников к участию в данной работе. Так, в качестве домашнего задания можно предложить учащимся создать рисунок (схему) к правилу, проиллюстрировать лингвистическую сказку, нарисовать иллюстрации к словарным словам или фразеологизмам, нарисовать карту урока и проч. Такие задания не только развивают образное творческое мышление, но и способствуют развитию предметных компетенций:

  1. Умения вычленять главное и второстепенное в теме.
  2. Перекодировать вербальную информацию в визуальную (графическую) информацию и наоборот.
  3. Усваивать предметную логику урока (темы).
  4. Критически оценивать содержание учебного материала, представлять его в удобной для запоминания и осмысления форме.

Таким образом, использование графических редакторов в методической работе учителя русского языка и литературы не только повышает профессиональные компетенции педагога в области современных компьютерных технологий, но и способствует повышению качества обучения за счет создания необходимых дидактических материалов для сопровождения учебного процесса.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot