Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

СВОТ-анализ дифференцированной системы педагогического знания

Сущность swot-анализа и его применение в образовании

Определение 1

Swot-анализ – это метод аналитической работы, ориентированный на построение стратегии деятельности посредством выявления сильных и слабых сторон, рисков и потенциальных возможностей.

Swot-анализ дифференцированной системы педагогического знания предполагает выявление преимуществ и недостатков педагогической деятельности, организации педагогического процесса, работы в конкретном направлении, определение рисков, возникающих в педагогической деятельности и возможностей развития педагогики, образовательного процесса и отдельного педагога.

Данный вид анализ является способом стратегического планирования. Он был разработан в менеджменте и постепенно стал применяться в качестве метода построения стратегии развития в разных отраслях экономики и социальной сфере. Образовательная область не стала исключением. Swot-анализ применяется во всех сферах и направлениях образовательной деятельности:

  • Разработка стратегии работы отдельного образовательного заведения.
  • Планирование проведения отдельного учебного занятия.
  • Анализ работы педагога за определенный временной период.
  • Управление образовательным учреждением.
  • Разработка стратегии функционирования образовательной системы/отдельного уровня образования.
  • Организация образовательной работы в целом, по отдельной учебной дисциплине в частности.
  • Проведение анализа учебного занятия и успехов учащихся на нем.
  • Разработка учащимися индивидуального образовательного маршрута.
  • Проведение самостоятельной оценки своих учебных достижений, активности в познании.

Swot-анализ дифференцированной системы педагогического знания нацелен на максимизацию сильных сторон педагогического процесса или работы отдельного учреждения, отдельного педагога, их развитие, за счет сведения к минимуму отрицательных факторов, воздействующих на данную деятельность. Акцент делается на благоприятные стороны развития педагогической деятельности.

Правила использования swot-анализ в образовании

«СВОТ-анализ дифференцированной системы педагогического знания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Эффективность применения swot-анализ в образовательной сфере зависит от соблюдения ряда правил. К ним относятся:

  1. Определение объекта анализа. Необходимо иметь четкое представление о том, что именно будет анализироваться. Если объект объемный, то его необходимо детализировать, т.е. разбить на части и проанализировать каждую часть, как отдельный объект. К примеру, анализ работы с учащимися стоит разделить на Swot-анализ деятельности педагога, анализ урока, анализ использования конкретных методов и средств.
  2. Определение различий между факторами, используемыми в анализе. Имеется в виду, что необходимо точно оценить сильные и слабые стороны работы образовательной организации/отдельного педагога, их причины, определить риски и возможности их устранения, отношение к внешним или внутренним факторам деятельности и т.д.
  3. Оценка сильных и слабых сторон деятельности образовательного учреждения, отдельного педагога с позиции потребителя образовательных услуг, т.е. необходимо оценивать деятельность педагога и реализацию образовательного процесса с позиции учащегося и его семьи.
  4. Объективность работы. Она означает привлечение нескольких специалистов, сотрудников для проведения анализа и применение разных информационных источников для оценки реализации разных направлений образовательной деятельности.
  5. Четкость и ясность результатов анализа. Итоги аналитической работы требуют точного формулирования, ухода от двусмысленности. Кроме того, информация дается в кратком выражении и по сути.

Проведение swot-анализа учебного занятия

Swot-анализ учебного занятия основывается на определении его преимуществ и недостатков. Урок представляется в виде системного процесса, состоящего из совокупности компонентов, которые находятся в активном действии, связи и зависимости, т.е. цели учебного занятия, его содержание, методы и средства реализации, работа педагога и учащихся являются взаимозависимыми.

Анализ урока проводится на основании следующих показателей его функционирования:

  1. Параметры эффективности реализации учебного занятия. Они необходимы для определения сильных и слабых сторон работы на уроке и его функциональной роли.
  2. Определение условий реализации учебного занятия. Они отражают благоприятность окружающей среды и образовательного пространства для раскрытия потенциальных возможностей урока и обеспечения его продуктивности.
  3. Составление перечня рисков. Они необходимы для выработки тактических действий по их устранению. Урок выстраивается исходя из уровня рисков и с их учетом, акцентируя внимание на построение работы на уроке, направленной на минимизацию рисков.

При анализе рисков реализации учебного занятия уделяется внимание выявлению факторов, оказывающих отрицательное воздействие на физическое и психическое здоровье учащихся, их познавательную заинтересованность, отвлекающих от познавательной работы на уроке.

Риски должны быть минимизированы за счет выявления потенциальных возможностей реализации учебного занятия, к которым относятся:

  • Условия проведения урока: образовательная организация и ее ресурсное обеспечение, отдельный кабинет;
  • Методическое обеспечение урока;
  • Материально-технические средства: мультимедийные технологии, библиотеки. Интернет-сеть, электронные образовательные ресурсы и др.;
  • Степень вовлеченности учащихся в образовательный процесс.

Анализ урока может быть проведен как педагогом, так и самими учащимися. это активизирует критическое мышление учащихся, позволяет сравнивать различные данные и моделировать ситуации. Учащиеся осваивают основы разработки стратегии реализации учебного занятия и проектирования стратегии деятельности в общем, а также подводить итоги и составлять отчеты в краткой форме с изложением основной сути.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 23.04.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot