-Рабочая программа воспитателя – это нормативный документ, отражающий основные направления деятельности педагога ДОУ в течение определенного временного периода и, разрабатываемый на основании общеобразовательной программы ДОУ.
Принципы разработки рабочей программы воспитателя
Рабочая программа имеет свои нюансы формирования, обусловленные ее отношением к конкретной возрастной группе и спецификой действующей образовательной программы в ДОУ.
Независимо от отличительных черт каждой образовательной программы ДОУ и рабочей программы воспитателя соответственно, ее разработка опирается на следующие основополагающие принципы:
- Принцип гуманистической направленности. Он означает, что программа ориентируется на всестороннее развитие личности дошкольника, раскрытие его природного потенциала, формирование гуманистических качеств.
- Принцип культуросообразности. Рабочая программа ориентирована на формирование общей культуры подрастающего поколения и выработку ценностных ориентиров у каждого дошкольника, усвоение им общечеловеческих ценностей.
- Принцип развития. Ориентация рабочей программы на развитие каждого ребенка независимо от его отклонений и индивидуальных особенностей.
- Принцип научной обоснованности и практического использования. Программа должна отвечать современным научным разработкам в области педагогики и содержать методы, формы организации педагогического процесса ДОУ, направления деятельности воспитателя реально применимые и актуальные для дошкольников конкретной возрастной категории.
- Принцип рациональности и целесообразности. Рабочая программа должна быть ориентирована на достижение целей и задач дошкольного образования и находится в соответствии с общеобразовательной программой ДОУ.
- Принцип единства образовательных, воспитательных и развивающей целей. Он означает, что программа должна способствовать формированию ключевых компетенций дошкольников и способствовать их развитию во всех направлениях.
- Принцип интеграции. Предполагается использование и рациональное сочетание научных данных из разных областей, отвечающих возрастным параметрам развития дошкольников и их потенциальным возможностям.
- Принцип комплексного подхода к построению образовательного процесса. Означает применение различных средств и методов дошкольного обучения и их рациональное сочетание, причем, не только по отношению к учебно-воспитательной деятельности, но и к организации режима дня детей в ДОУ.
- Принцип опоры на игровую деятельность. Игра – ведущая деятельность дошкольников. Поэтому, весь процесс обучения и воспитания дошкольников реализуется в игровой форме.
Содержание рабочей программы воспитателя
При проектировании содержания рабочей программы воспитателя осуществляется формирование следующих ее разделов:
- Учебный план.
- Образовательные области деятельности дошкольников.
- Формы и методы организации образовательной деятельности дошкольников.
- Календарно-тематический план деятельности воспитателя.
- Описание работы с родителями.
- Организация взаимодействия с иными институтами и заинтересованными лицами.
Учебный план включает в себя образовательные области деятельности дошкольников и количество часов, отводимых на изучение каждой из них. Как правило, учебный план охватывает один календарный год, включая в себя рабочую неделю и распределение часов по освоению разных образовательных областей в течение нее, количество выходных, каникулы, общий объем образовательной нагрузки в течение одного дня, недели, месяца. В учебном плане, также, утверждается образовательная деятельность дошкольников и ее включение в конкретный временной период дня – первая половина, вторая половина дня, прогулка, перед сном и т.д.
Образовательные области деятельности дошкольников выбираются, исходя из конкретного возрастного этапа развития дошкольников. Как правило, в младшей группе уделяется внимание коммуникативному, физическому, речевому, художественно-эстетическому развитию дошкольников, а в подготовительной группе включаются занятия образовательной направленности и активизации познавательной сферы дошкольника, ориентированные на его подготовку к школе. Также, во всех возрастных группах имеется область трудового развития, ориентированная на формирования уважительного отношения к трудовой деятельности, осознания ценности труда.
Образовательная деятельность дошкольников реализуется в формах:
- Организованная образовательная деятельность. Она состоит из индивидуальных, групповых и коллективных образовательных занятий, проведения конкурсов, экскурсий.
- Включение образовательной деятельности в режимные моменты дня. В игровой деятельности, на прогулке, во время выполнения трудовых поручений и иной деятельности дошкольников можно использовать обучающие аспекты, ориентированные на познавательную деятельность ребенка, его знакомство с окружающим миром.
- Свободная деятельность дошкольника. Дети могут выполнять самостоятельные творческие задания, играть, конструировать и т.д.
Для каждой образовательной области применяются различные методы познания: словесные, наглядные, практические. Также, на сегодняшний день, актуально применение методов проблемного обучения и проектных технологий.
В календарно-тематическом плане осуществляется распределение образовательной деятельности по дням недели. Здесь расписывается целевое назначение каждого занятия, формы и методы его проведения, планируемые результаты.
Каждому воспитателю необходимо разработать систему взаимодействия с родителями или опекунами воспитанников. Педагог выбирает направления построения взаимоотношений с родителями, формы работы и формирует план по реализации взаимодействия с родителями на один учебный год.
Помимо взаимодействия с родителями, в рабочую программу воспитателя могут быть включены мероприятия по взаимодействию с другими институтами и лицами, например, с учреждениями культуры: походы с детьми в театры и музеи или организация экскурсий.