Личностные качества и способности педагога
Во все времена к личности педагога предъявлялись высокие требования. Так, по мнению Я.А. Коменского педагог должен быть для своих учеников не только источником новых знаний, но и образцом для поведения, подавать пример внешнего вида и манер. Педагогу необходимо быть гордостью того учебного заведения, где он преподает. Только в этом случае его будут любить ученики, ценить родители учащихся, коллеги и администрация.
Личностные качества и способности педагога, представляющие модель современного учителя представлены тремя основными направленностями:
- Социально-нравственная направленность – представлена нравственными потребностями, моральными ценностями, чувством долга и гражданской ответственностью. Все перечисленные качества лежат в основе социальной активности учителя, то есть он не замыкается в узком кругу собственных забот, его жизнь связана с жизнью общества, в котором он живет и работает.
- Профессионально-педагогическая направленность – предусматривает стремление педагога к саморазвитию и самосовершенствованию, постоянному повышению своего профессионального мастерства.
- Познавательная направленность – направлена на познавательную активность педагога в рамках образовательного процесса и педагогической деятельности.
Помимо указанных направленностей, Н.В. Кузьмина выделяет три типа направленности личности современного учителя:
- Истинно-педагогическая – выражается устойчивой мотивацией учителя на осуществляемую им педагогическую деятельность. Учитель уверен в правильности своего профессионального выбора, постоянно развивается и старается максимально удовлетворить желание учащихся в получении новых знаний и умений. Учитель с таким видом направленности не мыслит себя вне школы и педагогической деятельности.
- Формально-педагогическая – при такой направленности, мотивация к педагогической деятельности смещена в сторону конкретного предмета. В преподавании данного предмета учитель добивается высоких результатов и «заражает» своей увлеченностью учащихся.
- Ложно-педагогическая – отличается тем, что в основе деятельности педагога лежит не заинтересованность в профессии или любовь к детям, а желание самоутвердиться и карьерный рост. В силу различных обстоятельств учитель с такой направленностью может работать в различное время с переменным успехом. Однако искаженность его мотивов приводит к низкому результату в педагогической деятельности.
Таким образом, ряд авторов в области педагогики выделяют различные типы и виды направленности, представляющие собой основные личностные качества и способности учителя.
Необходимо остановиться еще на одном мнении, которое выражено В.А. Сластениным. По его мнению, личностные качества учителя имеют избирательное отношение к окружающей его действительности, пробуждают и мобилизуют скрытые силы педагога, в случае необходимости. Личностные качества и способности педагога представлены мышлением, волей, эмоциями, характером и рядом направленностей на педагогическую деятельность.
В отличие от представленных выше направленностей, В.А. Сластенин считал, что направленность педагога может быть ориентирована:
- На профессиональное самоутверждение учителя
- На развитие коллектива учащихся и каждого отдельного ученика
- На поставленные педагогические цели
- На используемые педагогом средства работы
Направленность определяется личностными качествами учителями, его стремлениями в педагогической деятельности.
Профессиональные качества и способности педагога
Помимо личностных качеств и способностей учителя, особая роль отводится профессионально-педагогическим качествами и направленностям.
Профессионально-педагогические качества – это основа профессиональной деятельности учителя, представленная эмоционально-ценностным отношением к профессии и иерархией мотивов, побуждающих его на осуществление педагогической деятельности.
В основе структуры профессиональных качеств педагога лежат следующие направленности на:
- становление и развитие личности ребенка;
- заботу, любовь и интерес к развитию и самоактуализации каждого ребенка;
- самого себя, свое развитие как профессионала, совершенствование и расширение педагогического мастерства;
- самореализацию самого себя в педагогической сфере;
- предметную сторону педагогической профессии (содержании учебного предмета).
Профессиональные качества, которые определяют эффективную модель современного учителя включают в себя:
- неподдельный интерес к педагогической профессии;
- педагогическое призвание;
- природные склонности к педагогической профессии;
- эмоционально-положительное отношение к детям, их родителям и коллегам;
- положительное отношение, в общем, к педагогической деятельности.
Основу профессионального качества любого педагога составляет любовь к детям, которая проявляется в стремлении удовлетворить их желании в получении новых знаний. С этой целью педагог должен постоянно «расти» в профессиональном отношении, стараться совершенствовать и расширять свои знания, овладевать новыми более эффективными методами работы с детьми и т.д.
Современный учитель должен не только хорошо ориентироваться в разных областях науки, составляющих предмет, который он преподает, но и иметь знания и из других областей. Находиться в курсе последних открытий, выдвинутых научных гипотез, проводимых исследованиях и перспективах развития науки и техники. То есть у современного учителя должна быть достаточно обширные знания в различных научных областях.
Учитель должен владеть необходимыми педагогическими умениями и компетенциями. Уметь адаптировать учебный материал так, чтобы он был понятен и интересен детям, легко ими воспринимался и усваивался. Предвидеть и устранять возможные трудности педагогического процесса.
Кроме того, большое значение для современного учителя имеет умение эффективно выстраивать профессиональные взаимоотношения с коллегами, учащимися и их родителями.
Педагогу необходимо переходить от оценки отдельных педагогических умений к оценке своего профессионализма и компетентности.