Вы будете перенаправлены на Автор24
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
Требования, предъявляемые к личности учителя, формулируются в зависимости от стороны образовательного процесса.
Так, если образовательный процесс рассматривается с точки зрения учеников и их родителей, то требования к личности учителя выражены в виде обобщенных ожиданий. Если образовательный процесс рассматривается с точки зрения администрации учебного заведения, руководства и ученых-педагогов, то к личности учителя предъявляется ряд требований в виде предписаний и рекомендаций.
В общем же, личность учителя принято описывать как определенную систему умений и функций, градация и уровень которых определяется посредством аттестации и государственных профессиональных конкурсов.
В современных педагогических публикациях, ученые педагоги и исследователи в области педагогики, описывая личность учителя, перечисляют ряд характеристик и качеств:
Ничего непонятно?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Помимо того учитель должен:
Кроме требований к личности педагога и перечисления тех качеств, которыми он должен обладать, довольно часто в педагогической литературе можно встретить перечень качеств, которые противопоказаны педагогическому труду:
Таким образом, в педагогической литературе дается развернутое описание разнообразных черт личности учителя, в общем же все они сводятся к одному понятию – открытая и творческая личность.
Именно это понятие в полной мере отражает суть специфики педагогической профессии. Еще в 20 веке ряд ученых отмечали, что наряду с профессиональными качествами, необходимыми учителю для передачи детям знаний и умений, он должен обладать рядом так называемых «личностных» качеств. К «личностным» качествам относят нравственно-волевые качества (объективность, беспристрастность, внимательность, чуткость, добросовестность, самокритичность и т.п.). Важным же является истинная любовь к детям. Необходимо отметить, что в педагогической литературе понятия «любви к детям» и «любви к профессии» не являются тождественными. Это объясняется тем, что можно любить детей, но в то же время не быть предрасположенными к педагогической деятельность. Так же можно обладать обширными теоретическими знаниями, уметь правильно и грамотно вести педагогическую отчетность, составлять планы, программы и т.д., но при этом практическая деятельность учителя «говорит» о том, что он не любит детей и они ему «мешают работать».
Таким образом, в первую очередь к наиболее важным личностным качествам учителя необходимо отнести профессиональную любовь к детям и уважение их как личностей.
В настоящее время исследования личностных качеств учителя и их особенности продолжаются. Список необходимых учителю качеств расширился до пятидесяти пунктов, все они в разной степени связаны с направленностью личности педагога.
Под направленностью понимается система доминирующих качеств и мотивов личности.
Согласно мнению Н.В. Кузьминой, одним из важнейших условий профессионального личностного роста учителя является направленность. Принято выделять три типа направленности, в зависимости от вида педагогической деятельности, осуществляемой учителем:
Проведенные исследования показали, что в настоящее время около 85% современных учителей имеют истинно педагогическую направленность. Это говорит о том, что все они пришли работать в школу осознанно и «не видят» себя в другой профессии. Учителя с такой направленностью имеют твердую уверенность в правильности своего выбора, стремятся к профессиональному росту, проявляют неподдельный интерес к педагогической деятельности и действительно любят детей.
Кроме направленности, больше значение в личности педагога имеет его профессиональное самосознание, которое имеет следующую структуру:
В качестве одного из основных факторов профессионального успеха отмечают наличие позитивной «Я-концепции» учителя.
Еще К. Д. Ушинский считал, что личность учителя — понятие развивающееся: учитель живет до тех пор, пока самосовершенствуется. Как только он перестает учиться, останавливается в развитии, в нем умирает Учитель. На этих позициях стоят все прогрессивные педагоги и психологи. Именно постоянное стремление к саморазвитию и желание делиться своим творческим потенциалом с другими, прежде всего со своими учениками, характеризует творческую личность учителя в практике современной школы.