Профессиональные компетенции педагога в соответствии с «Профессиональным стандартом педагога»
Профессиональная компетентность педагога – это его готовность к педагогической деятельности, личное отношение педагога к своей профессии и профессиональной деятельности, стремление к творческому осмыслению собственной работы и самосовершенствованию.
В настоящее время профессия педагога весьма востребована. Это объясняется тем, что к подготовке подрастающего поколения предъявляются большие требования как со стороны общества, так и со стороны государства. Для того, чтобы педагогический процесс был эффективным, каждый педагог должен обладать не только определенными личностными качествами, но и рядом профессиональных компетенций. Данные качества педагога должны развиваться и совершенствоваться постоянно в условиях творческой деятельности и образовательного процесса.
В соответствии с «Профессиональным стандартом педагога», каждый педагог ДОО должен обладать следующими профессиональными компетенциями:
- Обладать знаниями в области специфики дошкольного образования и особенностей организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.
- Обладать знаниями общих закономерностей развития ребенка дошкольного возраста, становление детской деятельности.
- Владеть навыками по организации ведущих видов деятельности у детей дошкольного возраста (игровая, предметно-манипулятивная, самостоятельная и совместная), с целью обеспечения полноценного и всестороннего развития детей дошкольного возраста.
- Владеть теоретическими знаниями и современными педагогическими методиками, направленными на исследование уровня физического, психического, умственного, познавательного и личностного развития дошкольников.
- Уметь планировать и реализовывать образовательную деятельность с детьми дошкольного возраста, осуществлять анализ и рефлексию проделанной работы в соответствии с ФГОС ДО.
- Обладать умениями по планированию и корректированию образовательных задач, по итогам проведенного мониторинга и с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого воспитанника.
- Уметь на практике реализовывать рекомендации данные другими специалистами (психолог, логопед, социальный педагог, дефектолог и т.д.).
- Принимать активное участие в создание благоприятной и комфортной психологической среды в группе ДОУ, а также эффективной образовательной среды, способной обеспечить воспитанникам безопасные условия для их жизни и здоровья, поддерживать эмоциональное благополучие детей.
- Владеть средствами и методами анализа психолого-педагогического мониторинга, направленного на оценку результатов освоение воспитанниками образовательной программы, уровня сформированности у них ряда интегративных и личностных качеств, необходимых для успешного обучения в школе.
- Владеть в полной мере необходимыми методами и средствами просветительской работы с родителями (опекунами, законными представителями) воспитанников. Владение навыками установления плодотворных взаимоотношений с ними, для решения воспитательно-образовательных задач и предотвращение возможных конфликтов.
- Владение навыками и компетенциями работы с ИКТ, необходимыми для организации современного образовательного процесса с детьми дошкольного возраста.
Пути развития профессиональных компетенций педагога
На основании тех требований, которые предъявляются к профессиональным компетенциям педагога ДОУ, можно определить основные направления их развития и совершенствования:
- Осуществление деятельности в методических объединениях.
- Организация и реализация разнообразной проектной и исследовательской деятельности.
- Организация инновационной деятельности, способствующая освоению современных педагогических технологий.
- Введение в ДОУ наставничества, когда более опытные педагоги делятся опытом работы с дошкольниками с молодыми педагогами.
- Организация открытых смотров и посещений учебных занятий.
- Проведение педагогических тренингов.
- Активное участие воспитателей в профессиональных конкурсах различной тематики и уровня.
- Обобщение собственного педагогического опыта, представление его на различных мероприятиях, а также в интернет – ресурсах (образовательные платформы, блоги и т.д.).
- Постоянная работа с научной и методической литературой.
- Проведение практических занятий, лекций, семинаров и т.д.
- Проведение психологических тренингов (личностного роста, развитие творческих способностей, креативности и т.д.).
- Организация деловых игр, мастер-классов, психолого-педагогических гостиных и т.д. в рамках ДОУ.
Необходимо отметить, что не один из указанных способов не будет эффективным в том случае, если педагог сам не проявляет в этом заинтересованности, то есть не стремится к повышению своей профессиональной компетенции. Для того, чтобы у педагога было данное стремление ему необходимо создать в рамках ДОУ благоприятные условия, которые помогут ему осознать необходимость профессионального роста.
Процесс формирования и последующего развития профессиональной компетентности педагога является первостепенной задачей и приоритетным направлением деятельности администрации ДОУ, а также психолого-педагогической службы, занимающейся управлением дошкольными учреждениями, и является важным звеном в повышении профессионализма педагогических кадров ДОУ.
Таким образом, чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в ДОУ, а грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами приводит не только к развитию профессиональной компетентности педагогов, но и к сплочению коллектива.