Методологическая основа проектирования образовательных технологий
Технология в образовательной сфере является довольно сложным, трудоемким и интересным объектом исследования. При разработке педагогических технологий, важная роль отводится ответу на вопрос: каким образом можно построить именно технологию, а не просто некий алгоритм действий. Иными словами, итогом проектных работ должен стать продукт, отвечающий принципу культурной аналогии. в этой связи, требуется понимание сущности технологии вообще и педагогической технологии в частности.
Понимание педагогической технологии сводится к четкому пониманию смыслового различия и процедурных расхождений между технологией и методикой в педагогической области. Проектный специалист сразу же сталкивается с проблемой концептуального выбора. Затем, требуется определить, что именно предстоит разрабатывать т.е. нужно знать какого педагогического результата требуется достигнуть в определенных условиях посредством формирования технологии. Проектировка может быть ориентирована на создание технологии как инструмента, либо разработку технологии организации какого-либо педагогического процесса или явления.
Сущность проектирования педагогических технологий сводится к прогностическому моделированию и дальнейшему объединению поэтапных педагогических действий, направленных на регламентацию и контроль ситуации развития объекта с непосредственной закономерностью ее развития.
Проектирование может отличаться по степени проработки и специализации, обусловленной проектным уровнем. На концептуальном уровне проектирования осуществляется создание модельного описания технологии в качестве феноменального явления. Такое описание имеет методологическую направленность. Оно содержит описание вида, структуры, основных элементов, принципов функционирования и построения технологии в образовательной сфере. Также, описание может включать спектр допустимого применения разрабатываемой технологии.
На содержательном проектном уровне осуществляется детализированная проработка и стадийное теоретическое обоснование педагогических механизмов и процессов, которые активизируются посредством внедрения технологии в образовательный процесс.
Процессуальный проектный уровень содержит алгоритм применения технологии, включающий последовательность действий, условий и требований к субъектам педагогического процесса. Это открывает возможности применения новой технологии в качестве инструмента профессиональной деятельности.
Образовательные технологии проектируются на основе:
- Знаний о сущности и развитие процессов и явлений педагогики, на которые ориентирована внедряемая технология.
- Пошагового описания объективных закономерностей развития объектов, явлений, процессов, которое делается на основе теории. Все эти закономерности будут учтены при определении основных стадий проектирования технологии, основанные на последовательности решения педагогических задач, способе построения системы действий образовательных процессов во времени и пространстве, циклов развития педагогического процесса.
- Представление о типовых элементах технологии, являющихся фундаментом заложения технологического действия. К ним относятся приемы, способы, средства, ранее используемые в практике образования, технологические процедуры и этапы прохождения.
- Авторские методики разработчика, которые проверены на личном практическом опыте, признаются им достоверными, надежными и безопасными для применения.
Начиная проектирование технологии в образовательной сфере, первоначально нужно составить понятие о возможностях и количестве средств, имеющихся и ранее использованных в культурном опыте человеческой деятельности для достижения идентичных целей или целей, имеющих близкое смысловое назначение.
Проектирование технологии основывается на поиске способов проведения ее действий, определение оптимальных условий использование технологии в целом и прохождения каждого технологичного этапа. Любая образовательная технология характеризуется пространственными и временными рамками ее эффективного использования.
Разработанная технология не может быть спонтанно внедрена в практику. Первоначально требуется проведение проверки ее действия и подтверждения ее ээфективности. Для этих целей применяются педагогические эксперименты, которые обеспечивают проведение проверки актуальности и целесообразности внедрения в учебно-воспитательную работу новых научных разработок.
Этапы прохождения процесса проектирования образовательных технологий
Разработка новых технологий в образовательной сфере происходит на основе прохождения первоначальных научных исследований и экспериментальной деятельности. новые научные открытия в сфере педагогики требуют обоснования и подтверждения.
Построение новых технологий образования проходит поэтапно:
- Первоначально проводятся фундаментальные исследования, которые определяют возможности новых технологий.
- Далее определяется эффективность и результативность внедрения технологии, путем применения прикладных исследований.
- Проводится мониторинг потребностей и способностей учащихся, их возможностей и стремлений, а также спрос образовательных продуктов среди педагогов и учащихся.
- Создается документация, программная и методическая база образовательной технологии и организуется порядок обучения педагогов применению новых технологичных продуктов.
- Копирование и распространение программных продуктов.
Внедрение новой образовательной технологии должно проходить в обязательной поэтапной последовательности. Иначе, могут развиться серьезные сложности, связанные с введением технологии в образовательную сферу.
При проектировании образовательных технологий следует учитывать основные требования, которым она должна отвечать для ее успешного внедрения:
- Положительно воздействовать на процесс оптимизации обучения, посредством применения инновационных методик в педагогической работе;
- Находиться в соответствии с принципами и закономерностями педагогики;
- Обеспечивать практическую реализацию основных педагогических принципов;
- Оказывать положительное влияние на развитие личностно ориентированного подхода к образованию, давать возможности персонализированного обучения по специальным программам, учитывающим индивидуальную специфику развития, потребности и интересы учащегося;
- Формировать навыки самостоятельности в познании.