Начальное образование - это уровень функционирования образовательной системы, на котором реализуется первичное школьное обучение, происходит адаптация ребенка к учебной деятельности и формируется база знаний и навыков, универсальных учебных действий для последующего обучения.
На сегодняшний день в развитии начального образования наблюдаются кардинальные преобразования. Они приводят как к продуктивному развитию начальных образовательных услуг, так и к появлению проблем с их реализацией. Возникают проблемы качества предоставления услуг начального образования, проблемы торможения развития образовательной деятельности данного уровня.
Все проблемы в развитии современного начального образования можно разделить на две большие группы:
- Внешние проблемы.
- Внутренние проблемы.
Внешние проблемы современной начальной школы
Внешние проблемы - это социально-экономические проблемы развития конкретного государства, региона и мировой экономики, оказывающие влияние на состояние образовательной деятельности в целом и начального образования в частности.
Среди внешних проблем начального образования на современном этапе развития общества можно выделить следующие:
- Социально-политические преобразования.
- Экономические кризисы, приводящие к сокращению финансирования образовательной деятельности.
- Экологические проблемы, негативно сказывающиеся на здоровье подрастающего поколения.
- Демографические тенденции развития общества. Они связаны с кризисными явлениями: снижение рождаемости, миграцией населения, что обуславливает изменение культурной и этнической структуры общества.
- Кризис развития института семьи. Эта проблема приводит к изменению детско-родительских отношений, отсутствию продуктивного диалога между членами семьи, отсутствием стремления к созданию семей и их сохранению.
- Развитие информационного общества. Оно активизирует большие объемы дезинформации, что влияет на социальное становление и развитие подрастающего поколения.
Среди данных проблем, наиболее актуальной в развитии современного начального образования является кризис развития института семьи. Он приводит к изменению социальных статусов детей, развитию сиротства, что приводит к социальной и духовной деформации населения и детей. Кризис семьи негативно сказывается на социализации детей. Он ведет к проблемам семейного воспитания. Родители тратят очень мало времени на общение со своими детьми и не участвуют в его образовательной деятельности. это отрицательно сказывается на адаптации ребенка к школьному обучению, снижает его заинтересованность данной деятельностью и активизирует риск развития асоциальных форм поведения.
Следует также, отметить, что современные тенденции социального развития приводят к смещению ценностных ориентаций подрастающего поколения в материальное русло. Прагматический подход становится преобладающим в развитии личности ребенка. Это приводит к активной деформацией нравственных ориентиров деятельности, искажению таких понятий как долг, совесть, честность, ответственность, трудолюбие, бескорыстие, сострадание.
Кроме того, современным школьникам открывается безграничный доступ к разнородной информации: проявления насилия, жестокости, преступности, употребление наркотических и психотропных препаратов, засорение сознания неадекватной пропагандой и т. д. Это деформирует адекватное развитие психических процессов ребенка, подрывает основы воспитания и социального развития подрастающего поколения.
Внутренние проблемы современного начального образования
Внутренние проблемы начального образования – это проблемы организации обучения, обусловленные несопоставимостью практико-ориентированной направленности начального образования с сохранением активных позиций академической системы обучения т.е. традиционных форм начального школьного образования с инновационными формами, требующими использования дифференцированного и индивидуального подходов в организации образовательной деятельности.
Среди внутренних проблем организации современного начального образования можно отметить ряд приоритетных:
- Сохранение целевой ориентации на накопление огромного багажа знаний учащимися, независимо от их потребностей и интересов. Такое запоминание носит немотивированный, механический характер, а потому, характеризуется низкой продуктивностью.
- Постоянные преобразования, затрагивающие содержание обучения, содержание отдельных дисциплин, их количества, входящих в образовательную программу начальной школы.
- Предметная разбросанность содержания обучения, приводящая к искажению целостных представлений об окружающем мире и основах его функционирования.
- Отсутствие преемственности между уровнями и ступенями образовательной деятельности. Имеется в виду преемственность дошкольного и начального школьного образования.
- Оценка знаний, умений и навыков учащихся, без рассмотрения их потенциальных возможностей, творческого видения окружающей действительности и способности к обучению и развитию, решению проблемных задач.
Следует отметить, что проблема преемственности обучения в ДОУ и начальной школе начинается активно решаться. Создаются программы обучения в старшей и подготовительной группах ДОУ в связи с программами начального школьного образования. Однако, этот вопрос еще до конца не проработан.
Следует, также, отметить, что на сегодняшний день наблюдаются проблемы передачи знаний учащимся в готовой форме, что не способствует реализации их творческого видения окружающего мира и развитию креативного мышления.
На этапе начального школьного обучения зачастую применяются методики и технологии, не отвечающие возрастным особенностям развития младших школьников и не ориентированные на дифференциацию образовательной деятельности учащихся, что особенно актуально на этапе начального школьного обучения, когда закладываются основы познавательной деятельности.