Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемное обучение как одно из направлений обучения

Характеристики проблемного обучения

Определение 1

Проблемное обучение – это современная технология образования или подход к организации учебно-воспитательного процесса, основанный на постановке проблемной ситуации, требующей от учащихся ее самостоятельного решения.

Использование данного типа обучения нацелено на развитие познавательной активности учащихся и навыков самостоятельной деятельности. Учащимся не дается информация в готовом виде. Знания им необходимо добывать, используя для этого свой опыт деятельности, творческий потенциал, ранее усвоенные знания.

Сущность проблемного обучения можно обозначит следующими параметрами:

  1. Создание условий для учащегося, активизирующих его творческий потенциал, требующих проявления его творческой активности.
  2. Достижение наибольшего развивающего эффекта от учебного процесса.
  3. Представление учебного материала в виде личностно-значимой проблемы, которую учащийся принимает в силу ее важности для него.

В основе технологии проблемного обучения лежит постановка проблемной ситуации.

Определение 2

Проблемная ситуация – это задача, содержащее некое противоречие, которое необходимо разрешить путем поиска недостающей информации, выбора оптимального метода решения. Данная ситуация отражает какое-то затруднение, возникающее в процессе образовательной деятельности и, требующее незамедлительного устранения для обеспечения его нормального хода.

Технология проблемного обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Технология проблемного обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основными характеристиками проблемного обучения являются:

  1. Знания даются учащимся через решения разнообразных проблем теоретического и практического характера;
  2. Развитие высокого уровня самостоятельности учащегося и проявление его инициативности в решение проблемы;
  3. Решение проблемы реализуется разными темпами и способами. Все зависит от индивидуальных особенностей конкретного учащегося и уровня его интеллектуального развития;
  4. Повышение мотивации к познанию, за счет развития интереса учащихся к решению проблемных ситуаций;
  5. Снижение контроля за учебным процессом, за счет мотивированности и активности учащихся;
  6. Возможности применения учащимися своих знаний в новых ситуациях, что активизирует творческую направленность деятельности;
  7. Повышение качества и эффективности образовательного процесса.
«Проблемное обучение как одно из направлений обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Эти характеристики обуславливают использование технологии проблемного обучения в качестве направления организации образовательной деятельности.

История развития проблемного обучения в отечественной педагогике

Развитие технологии проблемного обучения началось в XX столетии. До этого времени в отечественной педагогике практически не наблюдалось использования приемов проблемного обучения.

В развитии проблемного обучения можно выделить следующие этапы:

  1. Начало XX столетия. В этот период происходит развитие отдельных приемов проблемного обучения. Однако, их практическое применение практически не осуществляется. Проблемность в образовательном процессе близка к нулю.
  2. 20-30-е годы XX столетия. Происходит развитие исследовательского метода в обучении. В образовательный процесс внедряются некоторые методы исследования, которые способствуют повышению уровня проблемности в обучении.
  3. Период с 30-х по 50-е года XX столетия. Он связан с периодом ВОВ, что отложило свой отпечаток на развитии системы образования и педагогической науки. Проблемность в обучении снова теряет свою значимость. Уровень ее развития опять возвращается к нулевой отметке. Система образования основывается на использовании объяснительно-иллюстративного подхода.
  4. 60-80-е годы XX столетия. Они связаны с развитием новых теорий и концепций проблемного обучения. Данный вид обучения становится итогом развития теории развивающего обучения. Технология проблемного обучения формируется с целью повышения качества и эффективности образовательного процесса, придания исследовательской направленности учебной деятельности.
  5. 90-е годы XX столетия. Происходит принятие новой образовательной системы, которая исключает опору на проблемное обучение. Объяснительно-иллюстративный подход занимает, вновь, ведущую позицию. Проблемное обучение, его отдельные приемы и методы используются в преподавании отдельных учебных дисциплин.
  6. XXI век. Примерно с 2010 года начинается активное внедрение технологии проблемного обучения в образовательную практику. Проблемное обучение получает новый вид: оно становится продолжением ценностного направления образовательной деятельности.

По сути, проблемное обучение в отечественной педагогике как целостная теория было сформулировано только в 60-е годы XX века. До этого времени, все аспекты проблемности в образования были только предпосылками формирования теории проблемного обучения.

Этапы проблемного обучения

Проблемное обучение, как способ организации образовательной деятельности, отдельного учебного занятия реализуется в несколько этапов:

  1. Постановка проблемы. Для начала необходимо выдвинуть проблему, которая требует решения для достижения определенной цели и задач в образовании. Проблемные ситуации имеют разный характер и отличаются по степени новизны для учащихся, по уровню требуемых интеллектуальных усилий, степени самостоятельности решения, личностным смыслам и ориентирам и т.д.
  2. Выдвижение гипотез. На этом этапе, учащиеся предлагают свои варианты решения проблемной ситуации. Если работа носит групповой или коллективный характер, то выбирается наиболее оптимальный путь решения из всех предложенных.
  3. Составления плана по решению проблемы и выбор методов и инструментов для этого.
  4. Решение проблемы. Этап решения проблемы требует активизации творческого потенциала учащихся, проявления их инициативы и познавательной активности, субъектной позиции. Педагог только направляет деятельность учащихся, избегая оценочных суждений.
  5. Определение способов контроля и проверки правильности решения проблемы. Необходимо проверить, удалось ли подтвердить гипотезу или она оказалась неверной, правильно ли была решена поставленная задача, удалось ли достичь цели учебного занятия.

Проблемное обучение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Проблемное обучение. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Дата последнего обновления статьи: 28.11.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot