Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Проблемное обучение в языковой подготовке студентов-иностранцев

Проблемное обучение в языковой подготовке студентов-иностранцев

Проблемное обучение как метод и педагогическая технология активно применяется в языковом образовании, особенно в обучении РКИ.

О проблемном обучении можно говорить в двух аспектах:

  1. Проблемный характер как основной принцип организации процесса обучения, направленный на активизацию познавательной деятельности учащихся, самостоятельное решение ими учебных задач.
  2. Проблемное обучение как педагогическая технология обучения через создание и разрешение учебных проблемных ситуаций.

Функции проблемного обучения в преподавании РКИ состоят в следующем:

  1. Формирование способности у обучающихся к самостоятельному поиску решения учебной задачи, ориентация их на творческий, нестандартный подход к использованию имеющихся умений и навыков.
  2. Развитие мотивации к изучению русского языка, формирование познавательного интереса.
  3. Стимулирование познавательной деятельности, а также приемов, лежащих в основе исследовательской деятельности и анализа учебной ситуации.
  4. Развитие навыков командной работы, формирование умений распределять роли в учебной группе и действовать в соответствии с поставленным заданием.

Основной метод проблемного обучения – создание и разрешение проблемных ситуаций учебного характера. Суть их заключается в том, что в основе такого задания лежит некое учебно-познавательное противоречие, разрешить которое возможно при помощи поиска новых приемов использования коммуникативно-речевых навыков.

Приемы и формы проблемного обучения РКИ

На занятии РКИ преподаватель применяет следующие приемы проблемного обучения:

  1. Работа с текстом проблемного характера: его чтение, анализ, комментарий, вычленение тех сведений, которые могут использоваться при решении учебной задачи. Например, изучая речевой жанр «Резюме», студенты получают образец текста резюме, а также рекомендации по его составлению. Проанализировав данные материалы, они заполняют таблицу «Резюме как речевой жанр», указывая его характерные признаки.
  2. Создание учебных ситуаций для нового применения знаний и умений, которые были получены ранее. К примеру, ученики владеют коммуникативными моделями для выражения оценки, мнения. Педагог дает им задание составить отзыв о фильме (книге), но не указывает, с помощью каких коммуникативно-речевых средств это необходимо сделать, побуждая тем самым учащихся самих проводить «ревизию» имеющихся знаний.
  3. Создание учебных ситуаций, требующих коллективного обсуждения, выражения собственного мнения. Это касается, например, применения технологии «мозгового штурма» при обсуждении какого-либо вопроса, стимулирующего коммуникативную активность обучающихся.
  4. Создание учебных ситуаций, ориентирующих обучающегося на выбор одного верного решения учебной проблемы из ряда предложенных. Например, учитель предлагает учащимся несколько планов анализа текста и предлагает выбрать тот, который, на их взгляд, боле соответствует стратегии комплексного анализа, и обосновать свою точку зрения.
  5. Применение заданий, ориентирующих на связь теории с практикой. К примеру, преподаватель дает задание составить предложение товаров и услуг от лица компании, написать деловое письмо с предложением сотрудничества, составить резюме или заявление, используя полученные навыки коммуникации.
«Проблемное обучение в языковой подготовке студентов-иностранцев» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Традиционные формы обучения при реализации проблемного обучения должны заменяться новыми, ориентирующими учащегося на активное вовлечение в процесс обучения, развитие коммуникативных компетенций. К новым формам организации процесса обучения при проблемном подходе можно отнести:

  1. Учебно-ролевую игру практической направленности, воспроизводящую в условном пространстве учебной среде реальные коммуникативные модели.
  2. Задания творческого характера (сторителлинг, драматизация, инсценировка), способствующие эмоциональному вовлечению учащегося в процесс изучения материала.
  3. Дискуссионные формы взаимодействия (учебная дискуссия, диспут, «круглый стол»), которые позволяют обучающимся обменяться мнениями, организовать обсуждение, высказать свой взгляд на изучаемый феномен.
  4. Проектная деятельность, ориентирующая учащегося на самостоятельную разработку какого-либо аспекта темы.
  5. Научно-исследовательская деятельность, связанная с поиском и анализом информации по теме для создания собственного научно-учебного продукта в виде презентации, доклада, мини-исследования.
  6. Проблемное чтение, основанное на поиске в изучаемых источниках информации, способствующей решению учебных задач (самостоятельная работа со словарями и справочниками, чтение произведений классиков под «лингвистическим» углом, например, поиск в них определенных лексико-фразеологических единиц, грамматических конструкций).

Проблемное обучение предполагает наличие обратной связи, которую преподаватель должен регулярно получать от учащихся, чтобы анализировать ход и результаты применения проблемных форм обучения.

Таким образом, проблемное обучение в языковой подготовке студентов-иностранцев используется как эффективный инструмент активизации мыслительной и познавательной деятельности, способствующий формированию коммуникативных компетенций.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 17.11.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot