Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

МАО- методы активного обучения

Понятие и специфика методов активного обучения

Определение 1

Методы активного обучения (МАО) - это специальные действия и приемы, используемые в учебно-воспитательном процессе, ориентированные на мотивацию учащихся к самостоятельной работе, поиску путей решения учебных задач своими силами и развитие навыков применения своих знаний и способностей для оптимального достижения, поставленных целей и задач обучения и воспитания.

Методы активного обучения реализуются посредством специальных форм активного обучения. Они организуют активное взаимодействие между участниками учебно-воспитательного процессе на базе обмена мнениями и взглядами между учащимися и педагогами, отработку верного восприятия содержания учебной дисциплины, отдельной ее темы или учебного курса в целом. От определенной формы зависит качество, применяемых методов, а сами методы заполняют формы организации определенным содержанием.

Методы активного обучения характеризуются их направленностью на развитие познавательной заинтересованности и проявление активности учащихся. Основными видами активности учащихся в учебно-воспитательном процессе являются:

  • Мышление.
  • Речь
  • Действие.
  • Эмоциональное восприятие.

На практике, в ходе учебно-воспитательного процессе осуществляется реализация либо одного вида активности, либо сочетание нескольких. В этой связи, применение находят МАО, которые активизируют реализацию одновременно несколько видов активности и способствуют их качественному проявлению.

Специфическими чертами методов активного обучения являются:

  1. Мыслительные процессы активизируются принудительным образом, без учета желания и потребности учащегося;
  2. Учащиеся привлекаются к познавательной деятельности и учебному процессу достаточно долго, поскольку, развитие долгосрочной и устойчивой активности требует значительных временных затрат.

Свойства методов активного обучения

МАО характеризуются следующими основными параметрами:

  1. Наличие проблемной ситуации. В ходе освоения какого-то нового учебного курса, темы предполагается постановка проблемного момента, который предлагается к самостоятельному разрешению учащимся. Он должен разобраться в проблемном моменте, понять, что для ее разрешения ему потребуются знания и навыки, которыми он не наделен, и, которые требуется отыскать самостоятельным образом, активизируя для этого мышление, логику, опираясь на опыт педагога и товарищей. Проблемная ситуация должна быть такой, чтобы ее разрешение было неоднозначным не только для учащегося, но и для самого педагога.
  2. Соответствие учебно-познавательной работы характеру ее дальнейшего применения в профессиональной и иных направлениях деятельности. таким образом складывается эмоциональное восприятие познавательной деятельности, профессиональной специализации.
  3. Опора на принцип взаимообучения. Это означает, что учебно-воспитательный процесс должен сочетать индивидуальную направленность, личностно-ориентированный подход с коллективными формами деятельности. коллективные формы обучения оказывают положительный эффект и влияют на развитие всех сторон личности. Индивидуальные формы не всегда эффективны для развития интеллектуальных возможностей учащихся.
  4. Приоритет принципа индивидуализации. Предполагается, что особенности личностного развития, ее способности, возможности и навыки должны быть фундаментом построения образовательного процесса. Учащиеся должны развивать навыки самостоятельной деятельности, самореализации, самообучения и самоконтроля.
  5. Методы ориентируются на проведение исследовательской деятельности, мониторинга проблем и явлений. Это реализует способности, которые потребуются в процессе осуществления самообучения, развития навыков анализа и оценки своей деятельности, применения творческого подхода для практического применения теоретических знаний.
  6. Развитие навыков самостоятельного взаимодействия с информационными данными, учебными программами. Активизация обучения предполагает отход от простой передачи больших объемов информации учащимся и ее заучивании и ориентацию на оказание педагогом помощи в овладении учебным материалом самостоятельно и выборочно. Педагог производит руководство и контроль самостоятельной работы учащихся. Он не заставляет их заучивать то, что важно и значимо, по его мнению, а предлагает им выбор, определение приоритетных моментов и положений для конкретного учащегося и их усвоение.
  7. Развитие активности любого характера, в том числе и познавательной, происходит опираясь на определенную мотивационную систему. Она включает в себя профессиональную ориентацию и заинтересованность, творческую направленность учебно-воспитательного процесса, игровая форма обучения, соревновательные методы педагогического воздействия, активное влияние на эмоциональную сферу личности. Эмоции приводят в действие механизмы реализации тех или иных направлений деятельности.
«МАО- методы активного обучения» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Разновидности методов активного обучения

Наиболее распространенными МАО являются следующие:

  1. Проблемное обучение. Оно отражает ведущее свойство методов активного обучения – наличие проблемной ситуации в организации его процесса. Такая методика позволяет находить пути решения, поставленной проблемной задачи, исследовать новые стороны процессов, объектов и явлений. Это развивает навыки самостоятельной работы и активизирует познавательную деятельность отдельной личности.
  2. Имитационные игровые методы. Они основываются на организации учебно-воспитательного процесса и познавательной деятельности в игровой форме. Могут проходить в форме деловых, ролевых, управленческих игр, разыгрывания ролей, игрового проектирования.
  3. Имитационные неигровые методы. Эти методы применяются в том случае, когда необходимо провести анализ и оценку той или иной ситуации, решить производственную задачу, разобрать какое-то событие или явление, выполнить работу строго по инструкции.
  4. Неимитационные методы. Они включают в себя стажировку на рабочем месте, чтение проблемных лекций, программное обучение, итоговые работы, характеризующие результаты освоения учебного материала.
  5. Метод модульного обучения. Основывается на познании информации по отдельным модулям или частям т.е. объект исследования рассматривается, как совокупность составных элементов, каждый из которых несет свою функциональную роль и имеет специфические свойства.

<a href=Активные методы обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ" />

Рисунок 1. Активные методы обучения. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 29.08.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot