Педагогические принципы обучения – это основные, исходные положения, руководящие организацией и реализацией процесса обучения.
Понятие и функции принципов обучения в современной школе
Принципы обучения в современной школе содержат основные дидактические положения, которые определяют средства и методы учебного процесса, а также его содержание в соответствии с целями обучения.
Принципы обучения направляют деятельность педагога и характер познавательной деятельности учащихся в процессе обучения.
Принципы обучения в современной школе выполняют следующие функции:
- Путем реализации принципов обучения раскрываются цели обучения.
- Использование принципов обучения допустимо в качестве критериев эффективности процесса обучения.
- Опора на принципы обучения способствует построению эффективного педагогического процесса, путем отбора оптимальных методов, средств и форм обучения.
- Принципы обучения выступают как закономерности реализации педагогического процесса.
Таким образом, принципы обучения в современной школе выполняют ряд функций, которые оказывают влияние на эффективность педагогического процесса и достижение педагогических целей.
На сегодняшний день в современной школе опираются на традиционные принципы обучения, которые прошли историческую проверку. К таким принципам относятся: принцип научности, принцип наглядности, принцип прочности знаний, принцип систематичности и последовательности и т.д. Однако помимо указанных данных современное школьное обучение опирается и на ряд принципов, которые были выделены и описаны относительно недавно. Потребность в современных принципах обучения обусловлена изменениями требований к процессу обучения, а также развитием современной педагогики и дидактики.
Характеристика принципов обучения в современной школе
Обучение в современной школе опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации содержания обучения. Данный принцип предполагает уважительное и доброжелательное отношение ко всем участникам учебного процесса. Недопустимо принуждение и применение насилия к личности учащегося. Соблюдение принципа гуманизации осуществляется не только в отношении учащихся, но и в отношении педагогов.
Принцип гуманитаризации содержания обучения. Согласно данному принципу, в процессе обучения основной упор делается на предметы художественно-эстетического и гуманитарного направления. Это связано с тем, что дисциплины данного цикла положительно влияют на социальное развитие личности ребенка, а также на развитие его творческой активности.
Принцип вариативности и инвариантности обучения. Данный принцип предусматривает использование в процессе обучения различных инновационных подходов, разработанных и предложенных в рамках современной педагогики и дидактики. Так же, согласно этому принципу, допустимо применение методов и форм обучения исходя из региональных и национальных особенностей. Однако обязательным является соблюдение основных требований и государственных стандартов образования. Инвариантность обучения предусматривает соблюдение права каждого ребенка на получение минимального уровня образования (дошкольного и школьного). Реализация принципа достигается путем разно уровневого образования, при котором каждый последующий уровень значительно превышает требования предыдущего.
Поступательность как принцип отбора содержания обучения. Данный принцип основан на том, что в процессе обучения учитывают особенности и потребности каждого возрастного периода. Это необходимо для того, чтобы максимально использовать его возможности и осуществить процесс обучения с наибольшей отдачей и эффективностью.
Принцип дифференциации содержания обучения. Согласно данному принципу педагог в процессе организации учебного процесса учитывает способности и возможности каждого ребенка, подбирает оптимальный темп обучения для всей группы (класса). То есть, принцип дифференциации обучения предусматривает создание благоприятных условий для обучения и развития всех детей, вне зависимости от их уровня обучаемости.
Принцип интеграции обучения. Данный принцип предполагает такой отбор и содержание учебного материала, который обеспечит целостность восприятия ребенком картины окружающего мира, а также сформирует представление о разнообразных связях между явлениями и объектами. Помимо этого, принцип интеграции обучения, предусматривает равномерное распределение учебной нагрузки с целью оптимального усвоения учебного материала каждым учеников, без потери качества обучения.
Культурологический принцип предусматривает создание таких условий в процессе обучения, при которых происходит развитие общей культуры у детей, а также каждый ребенок получает общее представление о достижениях современной культуры и ее развитии. Во время обучения детей знакомят не только с культурой поведения в различных жизненных ситуациях, но и знакомят с особенностями культуры различных народов. Все это позволяет формировать у ребенка общую картину мира и развивать познавательные процессы.
Принцип демократизации. Данный принцип предусматривает создание условий для развития активности, инициативности и творческого потенциала не только у учащихся, но и у педагогов. Педагогический процесс, организованный согласно данному принципу, становится интересным и познавательным для всех участников учебного процесса.
Принцип патриотичности обучения. Согласно данному принципу обучение в современной школе должно иметь патриотическое направление, которое предполагает формирование у детей общественно значимых ориентаций, гармоничное сочетание личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.