Понятие дидактических принципов обучения
Принципы обучения – это основные положения дидактики, которые определяют содержание, форму и методы учебного процесса, в соответствии с поставленными целями.
Соблюдение принципов обучения, при организации учебного процесса определяет успешность обучения, позволяет достичь максимальных результатов.
Принципы обучения впервые были выделены и описаны Я. А. Коменским. Описанные Коменским принципы являются традиционными, они основа всего обучения. Однако принципы не статичны, они находятся в постоянном динамичном развитии, в связи с развитием дидактики. Помимо традиционных принципов обучения, описанных Коменским, К.Д. Ушинским были выделены новые принципы обучения, в соответствии с современными требованиями науки.
В процессе организации и реализации учебного процесса педагог опирается не на один какой-то принцип обучения, а на систему принципов. Это исходит из того, что все принципы обучения взаимосвязаны между собой и выходят один из другого.
Принцип единства обучения подразумевает под собой два принципа:
- Принцип единства группового и индивидуального обучения
- Принцип единства обучения, воспитания и развития
Относительная автономность этих двух педагогических принципов предполагает использование педагогом каждого из них с позиции оптимизации и эффективности учебного процесса.
Принцип единства группового и индивидуального обучения
Принцип единства группового и индивидуального обучения – данный принцип основан на том, что каждый человек становится личностью лишь во взаимодействии с другими людьми, но при этом он имеет потребность и к обособлению.
Опираясь на данный принцип, педагог организует такой педагогический процесс, который формирует у ребенка необходимые качества личности, способствующие его последующей социализации в обществе. Принцип единства групповой и социальной работы отражает специфические черты потребности каждого человека в «другом», его потребности к общению, тем самым обеспечивают социализацию и развитие личности ребенка.
Групповое обучение, предполагает формирование учебного коллектива. Учебный коллектив – это форма организации детей, объединенных общей целью, едиными интересами, отношениями, основанными на сотрудничестве и взаимопомощи. Именно в коллективе формируется и развивается личность ребенка.
Современное образование ориентировано на групповое обучение, так как оно организовано в учебных группах (классах). Причем групповое обучение начинается с дошкольного возраста и продолжается в школьном и послешкольном обучении. Детей делят на группы, классы, потоки, факультеты и т.п. Однако было установлено, что формирование слишком больших группы (свыше 40 человек), отрицательно сказывается на эффективности обучения.
Таким образом, групповое обучение способствует формированию и развитию личности ребенка, его социализации и усвоению норм поведения в обществе.
Обучение, не может быть эффективным, если игнорируется индивидуальный подход. Под индивидуальным подходом в обучении понимают организацию учебного процесса с одним учеником, исходя из его возрастных и психологических особенностей, и имеющимися проблемами в обучении.
На сегодняшний день организация индивидуального обучения в рамках современной школы, в «чистом» виде не возможна. Поэтому индивидуальное обучение осуществляется с учениками, у которых есть проблемы т сложности в учебе.
Таким образом, принцип единства группового и индивидуального обучения, предполагает организацию учебного процесса в двух формах. Одной формой является работа со всем учебным коллективом (классом, группой и т.д.), а вторая форма индивидуальная, направлена на организацию учебного процесса с конкретным учеником, с учетом его особенностей и возможных проблем в обучении. Оптимальное сочетание индивидуальной и групповой формы обучения гарантирует получение высоких результатов.
Принцип единства обучения, воспитания и развития
Еще одним принципом единства обучения, является принцип единства обучения, воспитания и развития. Данный принцип предполагает взаимосвязь процесса обучения, воспитания и развития ребенка, а также невозможность осуществления каждого из них по отдельности.
Если рассмотреть каждый из процессов, указанных в принципе, то:
- Под воспитанием понимают целенаправленный процесс развития личности и подготовки ее к жизни. В процессе воспитания ребенок осваивает нормы поведения, принятые в обществе, которые необходимы ему для того, чтобы стать полноценным членом общества и способствуют его социализации.
- Обучение – это организованный, целенаправленный педагогический процесс, основной целью которого является получение ребенком знаний, умений и навыков. Знания – это различные теоретические и практические знания о предметах, явлениях, действиях и т.д. Умения – это применение полученных знаний в реальной жизни. Навыки – это действия, основой которых являются знания и умения, доведенные до автоматизма при их выполнении.
- Развитие – это формирование основных качеств личности ребенка. Основные качества личности – это характер, способности, направленность, жизненный опыт и т. д.
Таким образом, исходя из приведенных определений, можно сделать вывод, что невозможно воспитать ребенка и подготовить его к жизни не два ему определенных знаний и умений, равно как и нельзя развить полноценную личность, без ее воспитания и обучения. То есть все указанные в принципе направления, находятся в тесной зависимости друг с другом и даже выходят один из другого. Эту связь можно выразить следующей формулировкой: развитие личности совершается в процессе ее обучения, воспитания, социализации на основе формирования индивидуальных качеств.