Понятие принципов воспитания
Воспитание является одной из подсистем образования и соответственно подчиняется общим принципам и закономерностям.
Принципы воспитания – это система основных положений и ориентиров, на которые опирается педагог при организации воспитательно-образовательного процесса.
Принципы воспитания включают в себя компоненты, средства, методы и приемы, направленные на достижение цели воспитания и решения воспитательных задач. Принципы предъявляют общие и частные требования к организации и реализации педагогической деятельности, тем самым способствуя сохранению ее целостности и единения.
Впервые принципы воспитания были описаны Я.А. Коменским в его труде «Великая дидактика». Выделенные Коменским принципы являются традиционными и основными в педагогике. На сегодняшний день разработаны и описаны ряд современных и актуальных принципов воспитания, которые в своей сути отражают уровень развития общества и его требования, предъявляемые к личности будущего члена социума.
Таким образом, принципы воспитания направлены на формирование личности, способной полноценно и плодотворно существовать в рамках современного общества.
Принципы воспитания разнообразны и оказывают влияние на деятельность воспитателей и воспитанников, а также процесс их взаимодействия между собой. Так как процесс взаимодействия между педагогом и воспитанниками бывает нескольких видов (прямое, косвенное, опосредованное и т.д.), то и принципы воспитания, на которые опирается педагог, разнообразны и образуют комплекс. Комплекс принципов воспитания должен быть направлен на достижение позитивного результата в воспитании.
Основная цель воспитания – формирование гармоничной и творческой личности, с силой воли и стремлением к прекрасному.
Современный процесс становления и развития всесторонней личности – это целостная система воспитания и обучения, учитывающая индивидуальные возможности и потребности каждого ребенка. Если обратить внимание на программы по воспитанию детей, которые использовались несколько лет назад, то все они были усредненные и рассчитаны на детей со средним уровнем развития, индивидуальные особенности детей не учитывались. Современная система воспитания ориентирована на особенности детей, развитие их индивидуальности и творческих задатков. Именно поэтому, очень важно, при организации педагогического процесса опираться на систему принципов воспитания.
Воспитание – это закономерный процесс, в связи с чем, общая педагогика определяет принципы воспитания. Принципы воспитания делятся на три группы:
- содержательные;
- организационные;
- методические.
Методические принципы воспитания – это принципы, основанные на реальном педагогическом опыте и специально проведенных исследованиях закономерностей воспитательного воздействия и полученных результатов.
Методические принципы воспитания направлены на конкретизацию существующих способов воспитания.
Характеристика методических принципов воспитания
Выделяют следующие методические принципы воспитания:
- Принцип гуманизации воспитания. Данный принцип основан на уважении прав и свобод личности ребенка, равноправии всех участников воспитательного процесса. Воспитатель не просто уважительно и с любовью относится к ребенку, но и прислушивается к его мнению, учитывает индивидуальные особенности и потребности каждого воспитанника.
- Принцип личного примера и авторитета педагога. Данный принцип был выделен и описан К.Д. Ушинским. Суть его состоит в том, что воспитатель сможет добиться видимого успеха в воспитании, если дети его будут любить, уважать и тянуться к нему. Воспитатель должен быть в первую очередь авторитетом для детей и собственным поведением и поступками давать детям воспитательный пример.
- Принцип сознательности и активность. Данный принцип состоит в том, что воспитание будет эффективным только в том случае, если ребенок осознает приемы и средства воспитания на осознанном уровне и принимает активное участие в педагогическом процессе.
- Принцип непрерывности и оптимизма. Процесс воспитания является достаточно сложным и имеет свою специфику. В том случае, если воспитатель не ставит перед собой воспитательной цели, не верит в успешность ее достижения, считает, что не будут достигнуты результаты, то и воспитанники это чувствуют, что подавляет их заинтересованность в течении педагогического процесса. В том случае, если воспитатель опирается на данный принцип, его работа основана на постоянном движении вперед, вере в успех осуществляемой работы.
- Принцип воспитывающей деятельности. Данный принцип основан на том, что развитие личности осуществляется эффективнее в процессе какой-либо деятельности (игровая, трудовая, учебная и т.д.). Задача педагога удовлетворить потребность ребенка в деятельности согласно его возрасту и развитию.
- Принцип воспитывающего коллектива. Согласно данному принципу наиболее эффективно то воспитание, которое осуществляется в коллективе и через коллектив. Невозможно воспитать полноценную личность, если она изолирована от коллектива (общества).
- Принцип гибкости. Данный принцип подразумевает комплексное применение методов воспитания и воспитательного такта. Педагог должен понимать, что не существуют строго хороших или плохих методов, существуют методы, которые в конкретном определенном случае не уместны. Подбор методов воспитания необходимо осуществлять с учетом всех характеристик: особенности и индивидуальности воспитанников, возможности образовательной организации, педагогическое мастерство воспитателя и т.д.
- Принцип индивидуальности и дифференцированного подхода в воспитании. Когда речь идет о дифференцированном подходе, имеют в виду необходимость строить работу и с учетом особенностей разных групп и категорий воспитывающих. Воспитание осуществляется в комплексной и взаимосвязанной опоре на все описанные принципы. Педагогам следует демонстрировать, что они видят положительного в воспитаннике.