Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Специфические принципы физического воспитания

Определение 1

Принципы в педагогике – это важные и существенные положения, отражающие закономерности воспитания и обучения, направляющие деятельность педагога во время организации и реализации воспитательно-образовательного процесса.

Понятие и виды принципов физического воспитания

На сегодняшний день одним из важнейших направлений в становлении и развитии ребенка является физическое воспитание.

Определение 2

Физическое воспитание – это организованный процесс, направленный на сохранение и укрепление здоровья ребенка, развитие гармоничной и социально активной личности.

Основная цель физического воспитания – формирование положительного отношения к занятиям физической культурой и ЗОЖ.

Достижение данной цели воплощается посредством системы педагогических принципов физического воспитания.

Определение 3

Принципы физического воспитания – это фундаментальные положения, регламентирующие построение, содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса.

Принципы физического воспитания определяют деятельность педагога, направленную на всестороннее физическое воспитание детей.

Выделяют три основные группы принципов физического воспитания:

  1. Общие социальные принципы – отражают основные идеи общества о процессе физического воспитания подрастающего поколения.
  2. Данные принципы гарантируют сохранение единства всех сторон физического воспитания детей (трудовое, умственное, психическое и физическое), направлены на обеспечение оздоровительного эффекта и полноценной подготовки ребенка к последующей трудовой деятельности.
  3. Методические принципы – состоят из универсальных правил методики, без соблюдения которых невозможно организовать эффективный процесс физического воспитания детей.
  4. Специфические (общепедагогические) принципы – отражают основные принципы дидактики физического воспитания.
«Специфические принципы физического воспитания» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Характеристика специфических принципов физического воспитания

Выделяют следующие специфические принципы физического воспитания:

Принцип непрерывности.

Данный принцип основан на ряде положений:

  • физическое воспитание – это целостный, непрерывный процесс, который состоит из системы последовательных занятий, построенных по принципу «от простого к сложному»;
  • преемственность физических занятий, используемых педагогом во время организации занятий, важным является соблюдение систематичности проводимых занятий и интервала между ними (важно не допускать большого интервала между занятиями).

Принцип системного чередования физических нагрузок и отдыха.

Данный принцип основан на разумности физических нагрузок, их чередования с отдыхом, который обеспечивает восстановление работоспособности организма. Система чередования нагрузок и отдыха должна строиться на основании разновременности, с целью достижения максимального результата от занятий и процесса восстановления (отдыха). Большое значение имеет и интервал времени между занятиями и отдыхом. В том случае, если интервал между занятиями слишком длинный, то достигнутый эффект может быть ослаблен или частично потерян. В этом случае возникает необходимость повторения пройденных ранее занятий, и восстанавливать физическую форму.

Таким образом, специфичность данного принципа выражена в строго установленной системе чередования отдыха и физических нагрузок. Реализация принципа достигается путем:

  • рационального повторения физических занятий;
  • рационального чередования отдыха и нагрузок;
  • вариативностью и повторностью нагрузок и заданий.

Принцип постепенного наращивания развивающе-тренирующих воздействий.

Согласно данному принципу эффективность физических занятий находится в зависимости от систематического повышения требований к двигательным умениям. Повышение требований осуществляется за счет увеличения нагрузок, усложнения заданий и т.д.

Физические занятия, согласно данному принципу, должны выстраиваться по принципу прогресса, то есть постоянного и систематического усложнения заданий, на основании имеющихся навыков и умений.

Важным условием является то, что усложнения занятий и увеличение нагрузки должно осуществляться на основании достигнутых результатов и быть рациональным. Не стоит допускать перегрузок детей, посредством недоступных им занятий, в силу физического несовершенства. Такой подход может отрицательно сказаться не только на физическом здоровье детей, но и сформировать негативное отношение к занятиям физической культурой.

Таким образом, данный принцип предусматривает постепенное и планомерное увеличение физической нагрузки и сложности физических упражнений, в соответствии с возможностями детей и имеющимися у них навыками.

Принцип адаптированного сбалансирования динамики нагрузок.

Данный принцип предусматривает два основных положения, на основании которых определены типичные формы динамики общей нагрузки на организм детей в процессе физического воспитания:

  • осознание возможностей каждого ребенка, имеющихся у него знаний, умений и навыков, умения применять их в повседневной жизни;
  • формирование и развитие инициативности, самостоятельности, активного и творческого отношения к занятиям физической культурой.

Принцип наглядности.

Согласно данному принципу, эффективность физического воспитания во многом зависит от привлечения органов чувств ребенка в процессе занятий физической культурой. Принято выделять три формы наглядности:

  • зрительная наглядность: показа движений, чтение пособий, методической литературы и т.д.;
  • звуковая наглядность: осуществляется в виде различных звуковых сигналов (словесные команды, свисток, хлопки и т.д.);
  • двигательная наглядность: наиболее важный вид наглядности, особенно при обучении новым и сложным двигательным действиям (уточнение движений, динамика движений, амплитуда и т.д.).

Принцип доступности и индивидуализации.

При реализации принципа доступности спортивному педагогу необходимо учитывать физическую подготовленность занимающихся, как они переносят нагрузку, и какой объём могут выполнить. Необходимо также учитывать интеллектуальное развитие занимающихся, их субъ¬ективные установки, целеустремлённость, желание и волевое проявле¬ние в освоении двигательных действий.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата последнего обновления статьи: 31.01.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot